Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:03, курсовая работа
Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия.
7. Усиление европейского
измерения высшего образования,
прежде всего в таких областях,
как проектирование
Республика Беларусь в отличии от других стран СНГ к Болонскому процессу не присоединилась. Республика Беларусь планирует присоединиться к Европейскому образовательному пространству только в 2015 году. Но эти планы могут остаться нереализованными. На заседании Рабочей группы Болонского процесса, состоявшемся 18–19 января в Копенгагене, было сказано о том, что Беларусь пока не соответствует ряду критериев, необходимых для присоединения к Болонскому процессу.
Рассмотрим опыт внедрения на примере России. Российская Федерация приняла декларацию в 2003 году и сейчас она на этапе становления этой системы. С 2011 года произошел переход практически всех высших заведений на две ступени обучения: бакалавр и магистр. Но во многих вузах эти перемены произошли значительно раньше – уже в конце 1990-х.
В профессорско-преподавательской среде до сих пор идут активные дискуссии о пользе таких нововведений в России. Сторонники системы видят положительные стороны в повышении мобильности образования, а также в признании Российских дипломов в Европе.
Противники говорят об узкой специализации образования, уменьшении времени обучения. Кроме того, высказывается мнение, что студенты не захотят выбирать сложные серьезные дисциплины, что скажется на подготовке специалиста. Но здесь важно учитывать мотивацию учащегося - если его цель – просто получить документ об образовании, то конечно, он будет искать легкие пути. Но и сейчас в вузах наблюдается некоторое число студентов, которые не стремятся к знаниям, а регулярно растягивают сдачу сессии на весь следующий семестр. Если же учащийся осознает, что образование ему необходимо для получения профессиональных навыков и компетенций, он будет выбирать актуальные курсы, востребованные на рынке труда. И здесь вариативность образования позволит ориентироваться на наиболее востребованные, актуальные дисциплины.
По новым стандартам, сроки обучение бакалавра должны составлять не менее трех лет. В российских вузах учебные программы бакалавриата рассчитаны в среднем на четыре года.
После этого выпускник получает диплом о высшем образовании и выходит на рынок труда. Но здесь выясняется, что за столь короткие сроки можно освоить необходимый минимум компетенций, но вряд ли возможно овладеть всеми требуемыми работодателем навыками. Особенно это касается инженерных специальностей, где необходимо освоить огромное количество специальных технических знаний.
Для решения проблемы можно обратиться к опыту Европы, где между школой и университетом существует еще одна образовательная ступень - колледж. Введение аналогичного изменения в отечественной образовательной системе могло бы способствовать реальному прогрессу в качестве подготовки бакалавра. Выпускник школы мог бы получить базовые теоретические знания в средне-специальном заведении, а профессиональные компетенции – в высшем.
Сейчас многие работодатели еще рассматривают диплом бакалавра как неполное высшее образование. Это традиционный и устаревший подход. В условиях реализации Болонской системы образовательного процесса диплом магистра необходим только тем студентам, которые планируют дальнейшую научно-академическую деятельность, то есть стремятся получить ученую степень. При этом студент не обязан продолжать обучение в том же вузе, где он провел предыдущие четыре года. Этого времени было достаточно для определения области научных интересов и выбора заведения в другом городе или даже за рубежом. Уже сейчас есть люди, которые окончив бакалавриат в России, уехали на учебу в Европе и получили там степень магистра, а затем и доктора наук.
Таким образом, в перспективе реформа должна положительно отразиться на российском высшем образовании. Но для этого необходимо не просто формально подойти к изменениям в системе, а глубоко их проработать, коренным образом изменив существующие модели и методы обучения.
Болонская декларация знаменует значительный шаг вперед в современной европейской культуре. Она сделала акцент на развитие новых механизмов развития. Новации, которые несет Болонский процесс, решают задачи обеспечения уровня культуры и привлекательности образовательного пространства, соответствующего культурным и научным традициям всего континента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив особенности Болонской системы образования я пришел к выводу , что Болонский процесс- это важнейший компонент европейской интеграции. Европа объединяется на всех направлениях развития культуры: в области политики, права, экономики, связи, медицины и, конечно, образования.
Во всех болонских документах подчеркивается, что объединение не должно привести к повсеместной унификации образования, ибо это будет противоречить самой идее объединения. Специфика профессиональной подготовки должна сохраняться, ибо в противном случае не будет никакой нужды в объединении, поскольку везде все станет одинаковым и потребность в обмене опытом, образовательной мобильности утратит всякие основания.
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Но существуют и недостатки. В странах СНГ многие эксперты считают крайне неудовлетворительным, что по программе бакалавриата вводных предметов гораздо меньше, чем во время подготовки специалиста, что может привести к образованию пробелов во многих общеобразовательных дисциплинах. В настоящее время разрыв между школьной программой и вузовской очень велик, а c переходом на Болонскую систему он станет еще больше. В других странах между школой и институтом существует промежуточное звено – колледж, без которого невозможно поступить в высшее учебное заведение. Это звено перекрывает эти пробелы.
Проанализировав литературу по Болонскому процессу я пришел к выводу, что многие системы образования разных Европейских стран имеют существенные различия. По этой причине для полной интеграции без кадровых потерь для многих стран, необходимо для каждой из них разработать более детальные планы реализации Болонской декларации, т.к. ограничение по времени не дает в полной мере осознать все нюансы данной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.
2. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.
3. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.
4. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004
5.Квеско Р. Б. Методологические аспекты непрерывного многоуровневого образовательного пространства / Р. Б. Квеско. - Томск : ИПФ ТПУ, 1997. - 83,[1] с.
6. Кузнецова В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования / В. А. Кузнецова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 1995. - 267 с. - Библиогр.: с. 251-254 (61 назв.).
7. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.
8. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика : учеб. пособие / Волгогр. гос. техн. ун-т ; Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, В. Г. Кучеров и др. - Волгоград : ВолгГТУ, 1997. - 108 с. : ил. - Библиогр.: с. 81-83 (29 назв.).
9. Многоуровневое высшее педагогическое образование : (материалы проектировоч. семинара) / Российская Федерация. М-во образования, Науч.-метод. совет по многоуровневому пед. образованию ; [ред. совет : Г. А. Семичевский (отв. ред.) и др.]. - Чита : ЧГПИ, 1995. - 110 с.
10. XIX Научно-методическая конференция
профессорско-
11. Оптимизация учебного процесса в условиях многоуровневой системы высшего образования : тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. / [редкол.: С. Г. Дьяконов и др.]. - Казань : КГТУ, 1996. - 172,[2] с.
12. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования : метод. рекомендации / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 183 с.
13. Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования : тез. рос. семинара, 24-26 окт. 1994 г. / [редкол.: Л. К. Гребенкина, В. А. Беляева (отв. редакторы) и др.]. - Рязань : РГПУ, 1994. - 152,[4] с.
14. Повышение роли студентов в Болонском процессе : материалы российско-норвежского проекта / Федер. агентство по образов., ПГУ, Унив. колледж Буде, Норвеж. Баренц-секретариат ; сост.: А. С. Крылов, Е. Ю. Доценко. - Архангельск : Поморский университет, 2008. - 110 с.
15. Реализация системы многоуровневой подготовки и повышения квалификации управленческих кадров образовательных учредительных учреждений : (проблемы и перспективы) : тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. (г. Киров, 23-25 июня 1998 г.) / [науч. ред. К. И. Корегин]. - Киров : ВГПУ, 1998. - 43,[1] c.
16. Современное языковое образование в системе "бакалавриат - магистратура - аспирантура" : монография / [Л. И. Агафонова и др.] ; ред. М. В. Дружинина ; Федер. агентство по образов., ПГУ. - Архангельск : Поморский университет, 2010. - 226, [2] с. : схемы, табл. ; 20 см. - Библиогр.: с. 213-225 (178 назв.).
17. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. – Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.
18. Трайнев, В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс : обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев. – М. : «Дашков и К», 2008. – 390 с.
19. Акулова, О. В. Педагогический университет в системе уровнего образования / О. В. Акулова, А. П. Тряпицына // Вестн. Герцен. ун–та. – 2008. – № 12. – С. 6-11.
20. Баранова, Т. А . Стратегии получения высшего образования студентами в контексте Болонского процесса (на примере ГУ-ВШЭ) / Т. А. Баранова, Ю. Р. Муратова, Ю. В. Овчинникова // Вопр. образования. – 2006. - № 1. – С. 328-346. – Библиогр.: с. 345-346.
21. Болонский «светофор» : [анализ состояния высшего образования стран Европы] // Аккредитация в образовании. – 2007. – № 17. – С. 12-16.
22. Бугрий, Е. П. Болонский процесс как новый образовательный контекст развития российской высшей школы / Е. П. Бугрий // Мир человека. – 2007. – № 1. – С. 23-50. – Библиогр.: с. 49-50.
23. Кольчугина, М. Международная интеграция в сфере высшего образования / М. Кольчугина // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2005. - № 11. – С. 55-64.
24. Петренко, А. А. Проблема развития инновационных процессов в российском образовании и кадрового обеспечения его организации в контексте Болонских соглашений / А. А. Петренко // Мир психологии. – 2007. – № 1. – С. 148-155. – Библиогр. в конце ст.
25. Российское и общеевропейское образовательное пространство : организац. - эконом. проблемы интеграции // Унив. упр. : практика и анализ. – 2004. – № 5-6. – С. 12-52.
Информация о работе Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс