Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия.

Файлы: 1 файл

болонская система образования.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

     Подробный формат работы позволил создать международно-правовой документ, впервые "стыкующий" все национальные системы образования региона Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания. Им стала принятая в мае 1997 г. в Лиссабоне конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Лиссабонская конвенция заложила важные основы развития тесного взаимодействия между ранее разделенными частями Европы с использованием новых инструментов его осуществления, аналогов которым не создано в других сферах международной деятельности, а также зародила новый дух европейского сотрудничества в образовании.

      Другими важными результатами усилий по подготовке конвенции явились формирование в ходе работы у ее участников и академической общественности нового понимания роли, задач и перспектив развития образования в контексте современной международной ситуации, а также построение уникальных международных механизмов осуществления дальнейшего совместного развития европейского образования. 

        В  странах Европейского Союза вдруг  с удивлением обнаружили, что  именно образование остается  наименее интегрированным и наиболее  разобщенным сектором объединенной  Европы. Это не удивительно. Старый  свет десятилетиями проповедовал  принципы сохранения национальной  идентичности образования, усиленно  добиваясь сохранения целомудрия  его национальных структур.

        Участие  представителей различных стран  в работе над Лиссабонской  конвенцией в новых политических  и экономических условиях радикализировало взгляды на узконациональные функции образования и высветило его огромные возможности для строительства европейского дома. Общность ценностей и взглядов на современное и будущее мироустройство, передаваемых посредством образования молодым поколениям, в совокупности с применением координированных мер и методов дальнейшего совершенствования самого образования открылись как мощный ресурс европейской интеграции. Использование такого ресурса создает новую экономику сферы подготовки кадров и повышает эффективность профессионального образования.

     Принимая во внимание вышесказанное, страны Европейского Союза и Восточной Европы подтвердили свою приверженность принципам Лиссабонской конвенции. Большинство из них органично включить основные положения конвенции в национальные законодательства, четко оформив механизмы их выполнения. Ряд государств, по каким-то причинам не ратифицировавших конвенцию, добровольно соблюдают ее принципы.

     Шесть лет работы международных коллективов различных составов и уровней представительства над идеями и текстом Лиссабонской конвенции - от экспертов до руководителей вузов и национальных систем образования - позволили:

Переосмыслить современные условия, задачи и перспективы развития образования в странах Европы;

Сформировать международные общественные и межправительственные структуры, способные осуществить работу по подготовке и проведению общеевропейской реформы национальных систем образования;

В значительной степени переориентировать на интеграцию деятельность всех европейских международных организаций в сфере образования, включая в первую очередь такие, как: ЮНЕСКО-СЕПЕС, Европейский Совет и Комиссия Европейского Союза;

Вдохнуть новую жизнь в совсем еще молодую Европейскую ассоциацию зарубежного образования (EAIE), энергично вытесняющую с континента Международную ассоциацию зарубежного образования (IAIE) со штаб-квартирой в США и сумевшую создать самый влиятельный на планете форум - ежегодную конференцию EAIE, ставшую своеобразным Давосом по вопросам развития образования.

     Синхронизированная работа всех этих структур и уровней привела к мультипликативному эффекту. Был успешно запущен в ход сложный процесс общеевропейских реформ. Данный процесс явился адекватной реакцией европейских стран на вызовы 21 века, создавшие новую ситуацию в сфере высшего образования и характеризующиеся следующими основными элементами.

        Первое: интернационализация образования. Проявляется в форме возрастающих  потоков студентов в зарубежные  вузы, а также взаимных обменов  преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества.

        Второе: рост конкуренции на мировом  рынке образовательных услуг. Помимо  традиционных форм приема иностранных  студентов на обучение появился  новый сектор "большого бизнеса" в образовании, транснациональный. Он реализуется как оффшорные  кампусы, франчайзинг учебных программ  и виртуальное "on-line"- образование. В данном секторе наблюдается интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования как в развивающихся, так и в высокоразвитых государствах. Лидерами этого направления образовательного бизнеса сегодня являются США, Великобритания и Австралия. Конкуренция обостряется также в результате появления все большего количества частных вузов.

        Третье: высшее образование все в большей  мере подвержено влиянию новых  императивов в экономическом  развитии, задаваемых глобализацией. Именно последнее обстоятельство  вызвало к жизни необходимость  создания международной системы  лицензирования, сертификации и  аккредитации, призванную обеспечить  качество профессиональной подготовки  с учетом нарастания потоков  межстрановых перемещений профессионалов. Кроме того, дальнейшая либерализация мировой торговли приводит к включению сектора образования в международное правовое регулирование с позиции предоставления транснациональных услуг. Главным принципом такого регулирования является предоставление зарубежным провайдерам образования условий доступа на внутренний рынок той или страны, аналогичных тем, которые предоставлены национальным учреждениям и институтам. Этот принцип закрепляется в национальных законодательствах.

        Четвертое: изменяются функции государства  в области образования. Многие  страны осуществляют политику  дерегулирования, передавая самим институтам больше прав и полномочий. Это приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в образовании в целом. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования являются сильными мотивами для вузов к проявлению активности за пределами национальных границ. Возрастающая роль информационных технологий способствует усилению этого процесса. Уже сейчас наблюдаются случаи определенного отрыва учреждений высшего образования от национального государства и превращение их в транснациональные. В будущем масштабы такого явления будут нарастать.

        Пятое: происходит изменение возрастной  структуры студентов в сторону  дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. В результате перед студентом открывается перспектива самому принимать решение о том что, в каких объемах и с какой практической целью изучать в том или ином вузе/стране и самостоятельно строить свою учебную карьеру. Так проявляется еще один ресурсом эффективности образования.

         Все это, в конечном итоге, вызвало  к жизни саму идею Болонской  декларации.

      Европейское  образование имеет многовековую  историю. За это время оно прошло  путь многих реформ и изменений. Будучи изначально раздробленным  по территориальным и политическим  причинам оно пришло к  сближению и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

 

  1. Развитие Болонского процесса.

2.1. Особенности  Болонской образовательной системы.

     Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

     « Болонским » принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. К 2004 году Болонский процесс объединял 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

     Страны присоединяются  к Болонской Декларации на  добровольной основе.

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

     Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

Некоторые обязательства ограничены сроками:

• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

• Единые европейские оценки.

• Активная вовлечённость студентов.

• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

• Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

Информация о работе Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс