Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:03, курсовая работа
Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия.
Подробный формат работы позволил создать международно-правовой документ, впервые "стыкующий" все национальные системы образования региона Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания. Им стала принятая в мае 1997 г. в Лиссабоне конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Лиссабонская конвенция заложила важные основы развития тесного взаимодействия между ранее разделенными частями Европы с использованием новых инструментов его осуществления, аналогов которым не создано в других сферах международной деятельности, а также зародила новый дух европейского сотрудничества в образовании.
Другими важными результатами усилий по подготовке конвенции явились формирование в ходе работы у ее участников и академической общественности нового понимания роли, задач и перспектив развития образования в контексте современной международной ситуации, а также построение уникальных международных механизмов осуществления дальнейшего совместного развития европейского образования.
В
странах Европейского Союза
Участие
представителей различных
Принимая во внимание вышесказанное, страны Европейского Союза и Восточной Европы подтвердили свою приверженность принципам Лиссабонской конвенции. Большинство из них органично включить основные положения конвенции в национальные законодательства, четко оформив механизмы их выполнения. Ряд государств, по каким-то причинам не ратифицировавших конвенцию, добровольно соблюдают ее принципы.
Шесть лет работы международных коллективов различных составов и уровней представительства над идеями и текстом Лиссабонской конвенции - от экспертов до руководителей вузов и национальных систем образования - позволили:
Переосмыслить современные условия, задачи и перспективы развития образования в странах Европы;
Сформировать международные общественные и межправительственные структуры, способные осуществить работу по подготовке и проведению общеевропейской реформы национальных систем образования;
В значительной степени переориентировать на интеграцию деятельность всех европейских международных организаций в сфере образования, включая в первую очередь такие, как: ЮНЕСКО-СЕПЕС, Европейский Совет и Комиссия Европейского Союза;
Вдохнуть новую жизнь в совсем еще молодую Европейскую ассоциацию зарубежного образования (EAIE), энергично вытесняющую с континента Международную ассоциацию зарубежного образования (IAIE) со штаб-квартирой в США и сумевшую создать самый влиятельный на планете форум - ежегодную конференцию EAIE, ставшую своеобразным Давосом по вопросам развития образования.
Синхронизированная работа всех этих структур и уровней привела к мультипликативному эффекту. Был успешно запущен в ход сложный процесс общеевропейских реформ. Данный процесс явился адекватной реакцией европейских стран на вызовы 21 века, создавшие новую ситуацию в сфере высшего образования и характеризующиеся следующими основными элементами.
Первое:
интернационализация
Второе:
рост конкуренции на мировом
рынке образовательных услуг. Помимо
традиционных форм приема
Третье:
высшее образование все в
Четвертое:
изменяются функции
Пятое:
происходит изменение
Все это, в конечном итоге, вызвало к жизни саму идею Болонской декларации.
Европейское
образование имеет
2.1. Особенности
Болонской образовательной
Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.
« Болонским » принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. К 2004 году Болонский процесс объединял 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе.
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.
Некоторые обязательства ограничены сроками:
• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
• Единые европейские оценки.
• Активная вовлечённость студентов.
• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
• Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
Информация о работе Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс