Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью. На основе изучения данной темы была выдвинута гипотеза о том, что формирование игровой деятельности у детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей. В рамках исследования предполагается решение следующих задач: 1. Изучение литературных источников по игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Теоретическое изучение проблемы интеллектуальной недостаточности.
3. Выявление особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… …..…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников….5
1.1. Понятие игры и ее значение для всестороннего развития личности ребенка….5
1.2. Понятие умственная отсталость……………………………. …..... 9
1.3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников…….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... …..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………... …..…28

Файлы: 1 файл

22.01 Карасева.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

 

Институт социальных и образовательных технологий

Кафедра специальной  дошкольной педагогики и психологии

 

 

Карасева Марина Михайловна

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Курсовая работа

 

 

 

        «Допущена к защите»                                    Студентка 3 курса

Директор  института                                      дневного отделения

социальных  и образовательных                 Научный руководитель

технологий                                                      к.п.н., профессор

К.п.н. доцент                                                   Иванова Н.Н.

Гущина  Т.И.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………  …..…3

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников………………………………………………………….   ….....5

 

1.1. Понятие игры и ее значение для всестороннего развития

  личности ребенка………………………………………………..   ….....5

1.2. Понятие умственная  отсталость…………………………….  …..... 9

1.3. Особенности игровой  деятельности умственно отсталых  дошкольников……………………………………………………………   ….....17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...  …..…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...  …..…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование игровой  деятельности у детей с умственной отсталостью является одной из важных частей воспитания и обучения ребенка, имеющего нарушение в психофизическом развитии.

Актуальность данной темы заключается в том, что в  настоящее время детей с нарушениями  в развитии становится все больше. И поэтому воспитание, и обучение данной категории детей становится на одно из первых мест в образовательном процессе. В соответствии со  статьей 42 Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013, осуществляется психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Т к речь идет о детях дошкольного возраста, у которых ведущая роль принадлежит игре,  цель исследования заключается в изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

Объект исследования - это игровая деятельность детей с умственной отсталостью.

Предметом исследования являются особенности формирования игровой деятельности дошкольников с умственной отсталостью.

Цель исследования: изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

 На основе изучения  данной темы была выдвинута гипотеза о том, что формирование игровой деятельности у детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей.

 В рамках исследования  предполагается решение следующих задач:

1. Изучение литературных источников по игровой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Теоретическое изучение проблемы интеллектуальной недостаточности.

3. Выявление особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Понятие игры и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

 

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется  такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом  задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный  облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено  тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В процессе игры происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи- всех психических процессов, необходимых для гармонического развития ребенка, так же формируются нравственные отношения, происходит обогащение эмоциональной сферы.

Умственное воспитание в игре. В процессе деятельности ребенка, происходит развитие мышления, повышается интеллектуальный уровень. Все разнообразные знания, впечатления, полученные в результате манипуляции с предметами, в результате знакомства с окружающим миром, обогащают духовный мир ребенка и отражаются в его игре. Имея многочисленные знания о предметном мире, ребенок использует в игре различные варианты действий. Например: Ребенок  поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Развитие высокого интеллектуального уровня происходит также за счет развития воображаемой ситуации, и за счет обогащения знаний ребенка понятиями. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой  особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную  основу.

Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей  друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения  людей.

Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека  - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.

Формирование нравственных отношений в игре. В игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог  Д. Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.

1.  Сначала,  ребенок  сосредоточен на познании свойств  и качеств предметов, возможности  действия с ними. После чего  он изучает предметы, играющих  рядом детей, и уже спустя некоторое время начинает интересоваться самими детьми.

2.Далее ребенок направляет  свой интерес в сторону взрослых, которые находятся с ним в  непосредственном контакте.

Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.

3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок  подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром  внимания становится другой человек.  Игровые действия выполняются  в ситуации использования их результата на благо других людей, т. е. деятельность дошкольников  приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения  игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним.

Для усвоения норм, регулирующих нравственные отношения необходимо правильное педагогическое руководство, которое может сохранить творческий характер игры.

С помощью игры педагог  активизирует нравственные отношения. Проигрывая роль, ребенок выполняет требования педагога, необходимые для совершенствования нравственного опыта.

Эмоциональное развитие детей в игре. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, установление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоциональных и  активных ярко выражен интерес к  игре в целом и к действиям  с одним или несколькими предметами.  Они играют  в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

У умственно отсталых детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Игра является важным компонентом развития ребенка и  обогащение его эмоционального состояния.

 

1.2. Понятие умственная отсталость

 

Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Степень поражения может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления, что вызывает индивидуальные особенности развития умственно отсталого ребенка.

Умственно отсталый ребенок и ребенок, отстающий в умственном развитии -  не одно и то же. Об умственной отсталости речь идет лишь тогда, когда у ребенка имеется органическое поражение головного мозга.

Иногда наряду с термином «умственная  отсталость» используется и термин «слабоумие», указывающий лишь на количественную характеристику дефекта, оставляющий  в стороне качественную характеристику дефекта, подразумевающую определенную положительную динамику при специально созданных условиях.

Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

 Ядерные признаки умственной отсталости по мнению Л.С.Выготского, возникшие в связи с органическим поражением мозга, косвенно отражаются на формировании личности и обуславливают специфику психического развития ребёнка.

К ядерным, первичным признакам  умственной отсталости относят патологическую инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры больших  полушарий головного мозга, чрезмерно  широкую генерализацию раздражений.

Исследования А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, М.С.Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это является физиологической основой для аномального психического развития ребёнка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Информация о работе Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников