Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью. На основе изучения данной темы была выдвинута гипотеза о том, что формирование игровой деятельности у детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей. В рамках исследования предполагается решение следующих задач: 1. Изучение литературных источников по игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Теоретическое изучение проблемы интеллектуальной недостаточности.
3. Выявление особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… …..…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников….5
1.1. Понятие игры и ее значение для всестороннего развития личности ребенка….5
1.2. Понятие умственная отсталость……………………………. …..... 9
1.3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников…….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... …..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………... …..…28

Файлы: 1 файл

22.01 Карасева.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

играть, они однообразно манипулируют и игрушками, не придавая смысл своим действиям. Так же отмечается, что отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

4. Замечено, что в процессе формирования игровой деятельности умственно отсталых детей наблюдается ряд особенностей. Они действуюя с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает. И поэтому для успешного развития ребенка необходимо обучать его игре. Развивать психические процессы, эмоциональную сферу и нравственные качества. Игра является одной из главных средств развития и становления личности умственно отсталого ребенка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Рассмотрели понятие игры и ее значение для всестороннего развития личности, а также понятие умственной отсталости.

Ребенок с интеллектуальным нарушением нуждается в особом  обучение и воспитание. А так как  игра является ведущим видом деятельности детей, то для развития умственно  отсталого ребенка, ее значимость стоит  на первом месте. При изучение литературных источников, многие  авторы в своих работах указывают на огромное значение игры.  На ее поэтапное становление.

Обучение игре дает таким детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества.

На основе изученного материала можно сделать вывод  о значимости игры для развития ребенка  с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в развитии. - СПб. Издательство Союз, 2001. 416 с.
  2. Выготский, Л.С. Развитие  высших  психических функций. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 449 с.
  3. Гаврилушкина. Соколова. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва «Просвещение»1985.
  4. Гарцштейн, Н.Г. Умственно отсталый ребенок. М.: Медгиз, 1963. 24 с.
  5. Дошкольное воспитание аномальных детей Л.П. Носковой. М.: 1993.
  6. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья Соколовой Особенности игровых действий.
  7. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Изд-во Просвещение. Гуманит. Издательство ценрт Влада. 1995. 112 с.
  8. Зейгарник, Б.В., Братусь, Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Издательство МГУ. 1980. 157 с.
  9. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная  олигофренопедагогика. .М.. Издельство  Просвещение. 1988. 140 с.
  10. Коррекционное обучение как основа личности развития аномального дошкольника. Москва 1989. Статья Соколовой.
  11. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Л.П. Носкова. М.: Педагогика. 1989. 176 с.
  12. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство МГУ. 1972.
  13. Лисина, М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: 1978.
  14. Лубовский В. И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов разных клинических групп. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка/Под ред. А. Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 2.
  15. Лубовский, В.И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. А.Р Лурий. М.: Издательство АПН РСФСР. Т. 1. 1956. 
  16. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. Москва «Просвещение»1989.
  17. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: АПН РСФСР, 1963.
  18. Руководство игр детей в дошкольном учреждении. Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986.
  19. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
  20. Формирование речи аномальных детей дошкольного возраста. Статья Соколовой. Москва. 1982.
  21. Эльконин. Психология игры.

Информация о работе Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников