Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью. На основе изучения данной темы была выдвинута гипотеза о том, что формирование игровой деятельности у детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей. В рамках исследования предполагается решение следующих задач: 1. Изучение литературных источников по игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Теоретическое изучение проблемы интеллектуальной недостаточности.
3. Выявление особенностей формирования игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… …..…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников….5
1.1. Понятие игры и ее значение для всестороннего развития личности ребенка….5
1.2. Понятие умственная отсталость……………………………. …..... 9
1.3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников…….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... …..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………... …..…28
В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости
Первая группа – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
По современным данным, при наличии олигофрении у одного из детей в семье, у второго ребенка олигофрения бывает в 15% всех случаев. При наличии олигофрении у одного из родителей - вероятность появления ребенка-олигофрена составляет 40%. При олигофрении у одного из родителей и у одного из детей олигофрения бывает и у другого ребенка в 90% случаев. Эти цифры касаются только, так называемых, семейных или наследственных форм олигофрении, составляющих около 50% всех олигофрений. В то же время приблизительно 50% случаев всех форм психической отсталости проявляется за счет экзогенных факторов (родовой травмы, родовой асфиксии, инфекционных, интоксикационных, паразитарных поражений эмбриона, осложнений беременности, тяжелых форм эритробластоза).
Вторая группа – патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).
Третья группа - родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.
Выделяются три
клинический (наличие органического поражения головного мозга);
психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);
педагогический (низкая обучаемость).
Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
Первую группу составляют дети - олигофрены.
Олигофрения – стойкое нарушение психического развития, и в первую очередь, интеллектуального, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первых лет жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.
Необходимо обратить внимание на то, что понятие “умственно отсталый” не равнозначно понятию “олигофрен”. Понятие “умственно отсталый” является более общим, оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Олигофрения – это всегда умственная отсталость; умственная отсталость - не всегда олигофрения, так как может наступить в любом возрасте.
Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжёлых формах выявляется уже с первых месяцев жизни ребёнка.
При олигофрении выделяют
три степени умственного
Дебильность является наиболее лёгкой по степени и наиболее распространённой формой (коэффициент интеллекта 50–70). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.
При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своём жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.
Низкие познавательные
способности и особенности
Более тяжёлой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). По медицинской классификации имбецильность делится на умеренную и выраженную.
При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образованию понятий, речь косноязычна, состоит из коротких стандартных фраз. При отсутствии осложнённости олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжёлой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.
Имбецильность и ее характерные особенности:
при правильном воспитании детям-имбецилам удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания;
детей с олигофренией в степени имбецильности (умеренной) в последнее время стали обучать по специальным программам (специальные классы во вспомогательной школе);
недееспособны, нуждаются в установлении опеки;
Идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) – самая тяжелая степень олигофрении, характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.
Для детей с идиотией характерно:
неосмысление окружающего;
крайне затрудненное развитие (отсутствие) речевых звуков;
нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни;
отсутствие самостоятельного формирования гигиенических навыков.
Дети с идиотией не обучаются, находятся (с согласия родителей, законных представителей) в специальных учреждениях системы Министерства социального обеспечения. Не исключено воспитание таких детей в семье при установлении опеки. При достижении 18 лет они переводятся в специальные интернаты для лиц с психическими хроническими заболеваниями.
Основные задачи работы с глубоко умственно отсталыми детьми.
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Формирование у глубоко
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
Физическое воспитание.
Формирование (развитие) навыков самообслуживания.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Вторую группу составляют дети имеющие деменцию.
Деменция – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы, но на более поздних этапах онтогенеза. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект.
Если при поражении центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза доминирует явление недоразвития (олигофрения), то при воздействии вредности в более старшем возрасте, в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, доминирует явление повреждения (деменция).
Различают резидуальную
(органическую) деменцию, при которой
нарушение интеллекта представляет
собой остаточные явления и поражения
мозга (травмы, различные вмешательства),
и прогредиентную деменцию, при которой
имеет место текущей
При тяжёлой прогрессирующей деменции идёт нарастающий распад психических функций. Говорить о развитии можно, в основном, применительно к резидуальной деменции, когда имеет место приостановка болезненного процесса, и существуют определённые возможности для развития.
Следует отметить, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нормального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.
Существуют разные подходы
к классификации состояний
Выраженность
По степени выраженности
недостаточности
1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).
При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.
2. Тяжелая умственная
отсталость (тяжелые варианты
Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.
3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)
Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.
4. Легкая степень умственной отст
Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.
1.3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников
Игра должна быть ведущей деятельностью, которая обеспечивает зону ближайшего развития, оказывающей положительное воздействие на психическое развитие умственно отсталого ребенка. Среди множества причин, которые тормозят самостоятельное становление игры, у умственно отсталого ребёнка, выделяют главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга. Это приводит к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности.
Информация о работе Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников