Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа
Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51
Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).
Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или самодельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зеленой, с другой - красной бумагой).
Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором, показывает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог предлагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи - это трамвай. Педагог исполняет роль милиционера (действует светофором). При появлении красного сигнала трамвай останавливается, зеленого - едет (дети передвигаются по комнате).
В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут двигаться по очерченной полосе - улице, выполнять роль машины (их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п. «Нарушители» - те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок..)
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
У умственно отсталого ребенка формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального кор-рекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его в изображении.
В данном разделе даны дидактические игры на формирование у умственно отсталых детей целостного образа предмета. При проведении игр желательно придерживаться предлагаемой последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа - от узнавания к восприятию и представлению.
Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить' его из общего фона. Они испытывают трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько измененной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформироваться неправильные представления, недостаточно точно отнесенные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется большое внимание.
Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке. Оборудование. Игрушки по числу детей. Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и предлагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру, помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т. п.). Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15-20 и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить, какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?», «Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепляются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку». Получив свои игрушки, дети играют с ними.
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленные в ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставив игрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ориентируясь на игрушки. Игра повторяется 2-3 раза. По мере освоения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняет местами игрушки на стульях.
Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.
Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы - две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.).
Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, кукле - кукла, зайке - зайка. Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.
Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять знание названий предметов.
Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.
Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведенным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит: «У кого такая?»
Цель. Учить соотносить название предмета с его изображением, вспоминать предмет по слову-названию.
Оборудование. То же.
Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры аналогичны играм, предложенным ранее.
Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание, воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.
Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (салфетка), наборное полотно.
Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и спрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры количество предметов увеличивается.
2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.
3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте, но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран, спрашивает: «Что изменилось?»
4-й вариант. Проводится так же с картинками.
Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раздела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят - спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Все это, естественно, вызывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.
Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание; уточнять представление о предмете.
Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко различный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие: дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая стена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус, обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.
Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми. Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в разных положениях - сначала спереди, потом сзади. Например, рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; потом рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно, на голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем педагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладет на стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом с педагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После этого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поставить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки, на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди и сзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобы ребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положением предмета.
По этому же принципу проводится игра и с другими предметами. По мере освоения игра проводится двумя детьми: один выкладывает рисунки, а другой меняет положение предмета. Это побуждает детей к самостоятельной оценке результата.
Цель. Продолжать уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.
Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.
Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2-3 детей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог показывает картинку, дети называют предмет, который будут складывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом среди деталей и также называют их. С помощью педагога соединяют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).
Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в первую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей d пространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом пространстве. При этом пространство делится для него на ближнее и дальнее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у умственно отсталых детей формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемного пространства на плоскости. Основа всех этих умений закладывается в дошкольном возрасте.
Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников. Что же касается умственно отсталых детей, то без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений.
Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями
В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (позади), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов. После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужно действовать по образцу, т.е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Сначала нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые. При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Однако надо помнить, что речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.
Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.
Оборудование. Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два клоуна или петрушки, две мелкие игрушки.
Ход игры (проводится в виде кукольного театра, в котором участвуют два клоуна Ловкий и Неловкий. Они прячут друг от друга игрушки и ищут их). На столе у воспитателя кукольная мебель.
Ловкий (ставит утенка на игрушечный стол, медленно фиксируя движения, и обращается к клоуну). У меня есть утенок, вот смотри! (Показывает утенка клоуну и детям.) Отвернись, я его спрячу, а ты найдешь.
Неловкий (отворачивается). Хорошо, я его найду! (Поворачивается.) Сейчас найду! (Пытается заглянуть за шкаф, осматривает стул и лезет под стол. Вылезает и обращается к детям.) Нет утенка! Где он?
Дети. На столе!
Неловкий (обращаясь к клоуну). Прячь еще раз. Теперь я найду. (Отворачивается.)
Ловкий (медленно кладет утенка на стул, указывая на него детям). Готово!
Неловкий (поворачивается и сразу бросается к столу, ходит вокруг него, лезет под стол. Вылезает). Опять нет! Где утенок?
Дети. На стуле!
Неловкий. Ура! Нашел! На стуле! Спрячь еще раз, я сразу найду! (Отворачивается.)
Ловкий (берет утенка и быстро кладет под стол, показывает детям). Все! Ищи!
Неловкий (бросается к стулу). На стуле нет! (Подбегает к столу.) На столе нет! Может быть, на шкафу? (Встает на стул, заглядывает на шкаф.) На шкафу нет! Где утенок?
Дети. Под столом!
Неловкий (находит утенка, радуется). Нашел!
Ловкий. Правильно, под столом. Давай я еще спрячу?
Неловкий. Нет! Теперь я спрячу, а ты ищи! Я спрячу свой кубик. (Показывает кубик детям и Ловкому.) Отвернись! (Ребятам.) Положу на шкаф. (Кладет.)
Ловкий (все вокруг осматривает и громко комментирует). Сначала посмотрю на столе - нет, теперь на стуле - нет, под стулом - нет, под столом - нет. Осталось посмотреть (медленно) на шкафу. (Залезает на стул.) Вот он! (Достает кубик и протягивает Неловкому.) Спрячь еще! (Отворачивается.)
Неловкий (берет кубик, спрашивает у детей). Куда спрятать? (Прячет по совету детей.)
Ловкий находит тем же способом. Потом клоуны прощаются с детьми и уходят.
Цель. Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.
Оборудование. Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы - для крыши), кирпичики (по два на ребенка), бруски (по три на ребенка), количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруппами). 1-й вариант. Педагог привозит на машине несколько матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику, раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит, как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому на длинное узкое ребро (дети повторяют). «Посмотрите,- говорит педагог,- какой мы построили дом с забором. Матрешкам нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.