Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа
Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51
2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строителем и большими игрушками. Дети распределяются на 2-3 подгруппы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости к своим зверюшкам или к кукле.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно
это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что также является следствием недоразвития тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации.
Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррекцию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также будут игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.
Своеобразный характер носят и способы ориентировки - пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек - «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.
Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.
Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.
Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или ширма.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке - большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки - в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков,- говорит педагог ребенку,- они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше - конуру поменьше, а самой маленькой - самую маленькую конуру».
По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.
.
Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигательный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным способом - зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно.
Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.
Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.
Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.
Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек - два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
2-й вариант (изменяется способ подачи образца - дается не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассматривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупывает) . Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравнивают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.
Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта) проводится также с целью научить детей определять на ощупь различные объемные геометрические формы (например, шар, куб, параллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий, широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко различные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех - пяти предметов.
Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
Оборудование. Парные предметы - объемные геометрические формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.
Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко и шар, а в мешочке- шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.
Далее задача еще более усложняется: ребенку нужно установить различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки: большую и маленькую - и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается прежним.
Цель. Различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала.
Оборудование. Несколько полиэтиленовых пакетов, в них упакованы «товары» (кукольная одежда, посуда и др.), образцы тканей и материалов.
Ход игры (проводится в нескольких вариантах: «Магазин одежды», «Хозяйственный магазин», «Магазин игрушки» и др.). 1-й вариант. «Магазин одежды». Участвует небольшая подгруппа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе разложены образцы тканей, по которым можно выбрать «товар», например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке в полиэтиленовых пакетах. Один из детей - продавец, остальные - покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам выбирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает образец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный платочек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца и уходит.
При повторном проведении игры по образцам можно выбирать платье или бант. Разумеется, роль продавца выполняет другой ребенок.
2-й вариант. «Хозяйственный магазин». В этом варианте различается материал, из которого сделана посуда, и сами предметы. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут быть разной величины. Таким образом, продавец должен произвести довольно-таки сложный выбор по образцу - по предметной отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех случаях должны быть закреплены в слове.
Цель. Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу; закреплять названия предметов, их форм.
Оборудование. Небольшой экран - достаточно высокий и неширокий, чтобы он хорошо заслонял от ребенка предмет и ребенок мог свободно охватить предмет руками, обвести его по контуру, разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, домик, матрешка, неваляшка и др.).
Ход занятия (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком предметы: шар, кубик, яйцо. Ребенок рассматривает их и называет. После этого педагог ставит перед ребенком экран и незаметно кладет за ним предмет, парный одному из стоящих на столе. Вначале лучше взять кубик, так как он резко отличается от двух других. Педагог просит ребенка обвести предмет за экраном, первый раз помогает ему в этом: берет его руки в свои, учит одной рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру, останавливает руку ребенка на углах, подчеркивает повороты. После обследования ребенок находит кубик среди лежащих на столе предметов, называет его. Педагог достает кубик из-за экрана и дает ребенку проверить правильность своего выбора.
По мере усвоения игры ребенку предлагают для выбора более сходные предметы.
Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребенка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия этого предмета.
У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.