Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51

Файлы: 1 файл

Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью..rtf

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Задание 3 - «Цветные бабочки» - направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки - красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветных карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и зеленый домик. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету.

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задание, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат.

Задание 4 - «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик) - направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две (три) части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: “Сделай целую картинку”.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет - самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат. Задание 5 - «Покатай матрешку» (скользящая тесемка) - направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой - ложная.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба конца, либо тянул за оба конца тесемки обеими руками), и машинка едет.

Обучение: обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат.

Задание 6 - «Возьми игрушки» - направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире.

Оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка, одежная щетка, расческа.

Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: “Смотри и делай, как я”. После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть.

Оценка действий ребенка: принятие задание, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов - самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

Задание 7 - «Покажи картинку» - направлено на выявление уровня сформированности о явлениях живой природы (животные, птицы).

Оборудование: картинки с изображением несколько домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц - 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей - 4 пары).

Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более 4-х) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух? Как он кричит?» и т.д.

Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая и у меня такая же».

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по называнию животного, или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

Задание 8 - «Покажи много, покажи один» - направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб», если ребенок выполнил правильно его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять «много» грибов.

Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?». Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?». Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?» Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию, обучаемость, результат.

Обследование развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности.

Задание 9 - «Покажи картинку» - направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6) знакомых ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка; яблоко, огурец); второй - с изображением простых действий (4 картинки): девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, девочка рисует).

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: “Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить и т.д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп», «Из чего мы пьем».

Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует» и просит ребенка повторить фразу.

При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих).

Задание 10 - «Спрячь игрушку» - направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи.

Оборудование: игрушки - игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик?», «Скажи, куда спрятал зайку?» и т.д.

Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить его. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: фиксируется выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей.

В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложение, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би) и словами, произносит правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.

IV. Обследование деятельности.

Задание 11 - «Поиграй» - направлено на выявление уровня сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых.

Оборудование: детская коляска, мячик, детская посуда, две куклы, грузовая машинка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: В случаях, если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Это твоя кукла Оля, а это моя - Катя. Мы будем их кормить. Смотри и делай, как я». Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем повести их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

Оценка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий - неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Задание 12 - «Нарисуй» (клубок, дорожку) - направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

Проведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится. Если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок) и предлагает выполнить задание по показу.

Оценка действий ребенка: понимает ли ребенок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом / фломастером; анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

Задание 13 - «Построй фигурку» - направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.

Проведение обследования: педагог строит перед ребенком определенную фигурку - первую палочку кладет вертикально, вторую рядом слева, вверху - горизонтально, третью - рядом справа, внизу опять горизонтально, предлагает ребенку и затем просит построить такую же.

Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я».

Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения - по показу, по подражанию, обучаемость, конечный результат.

Таблица 1. Уровни сформированности основных линий развития

№ п/п

Основные линии развития

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

Ниже зоны ближайшего развития

1.

Социальное развитие

     

1.1.

Представления о себе

     

1.2.

Ближайшее окружение

     

1.3.

Навык опрятности

     

1.4.

Навык еды

     

1.5.

Навык одевания

     

1.6.

Навык умывания

     

2.

Физическое развитие

     

2.1.

Ходьба

     

2.2.

Бег

     

2.3.

Прыжки

     

2.4.

Лазание, ползание

     

2.5.

Метание

     

2.6.

Равновесие

     

3.

Познавательное развитие

     

3.1.

Сенсорика

     

3.1.1.

Форма

     

3.1.2.

Величина

     

3.1.3.

Цвет

     

3.1.4.

Целостность восприятия

     

3.2.

Наглядно - действенное мышление

     

3.3.

Ориентировка на количественный признак

     

3.4.

Представления об окружающем

     

3.5.

Развитие речи

     

3.5.1.

Понимание речи

     

3.5.2.

Активная речь

     

4.

Деятельность

     

4.1.

Предметные действия

     

4.2.

Игра

     

4.3.

Рисунок

     

4.4.

Конструирование

     

Информация о работе Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью