Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа
Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51
2-й вариант. Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами), въезжают во двор и выезжают из него.
3-й вариант. Те же постройки выполняются не по подражанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экраном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.
Цель. Продолжать формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот; учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.
Оборудование. Набор мелких игрушек и строительного материала, экран.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруппами по 2-3 ребенка). 1-й вариант. Педагог сажает ребенка напротив и дает ему два предмета - кубик и шарик, точно такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть внимательным. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педагог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребенок выполняет то же и убеждается, что конструкция неустойчива, кубик приходится удерживать руками. «Кубик на шарике»,- говорит педагог и просит ребенка отпустить руки - кубик падает. Ребенок еще раз убеждается в том, что различия в форме определяют успех действия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». (Ребенок воспроизводит зеркально.) Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик поменялись местами, но все равно остались рядом»,- заключает педагог.
2-й вариант. Те же действия воспроизводятся по образцу. Расположение шарика и кубика педагог меняет за экраном. Результат действия ребенка педагог уточняет словом: «Кубик под шариком, а шарик на кубике; кубик на шарике, а шарик под кубиком».
3-й вариант. Педагог использует настольный строитель, элементы набора «Построй поселок», мелкие игрушки. Все элементы парные. Ребенок сидит так же напротив взрослого. Педагог строит дом из нескольких элементов, ребенок действует по подражанию. Крыша дома кладется плоская, выступающая за пределы дома. С одной стороны от дома ставится забор, а в конце забора - дерево, с другой стороны от дома - две елки. Ребенок последовательно выполняет за педагогом те же перемещения предметов. Педагог ставит перед домом машину, потом достает игрушечную собаку и кошку (при отсутствии мелких игрушек можно сделать их из картона) и обыгрывает созданную конструкцию: «Стоял на улице дом. (Указывает на дом.) Он стоял в середине улицы. С одной стороны рядом с домом был забор, а рядом с забором - дерево. (Показ.) С другой стороны рядом с домом росли ели. (Показ.) Перед домом стояла машина. (Показ.) По улице бежала кошка. Вдруг прибежала собака и громко залаяла: «Ав-ав-ав». Собака погналась за кошкой, та влезла на крышу. Кошка наверху, на крыше. (Показ.) А собака внизу, под крышей, собака не достанет .кошку».
Рассказ повторяется, но расположение всех предметов показывает ребенок (взрослый делает паузы, побуждая ребенка показывать предметы по ходу рассказа). Потом ребенок берет кошку и собаку и иллюстрирует другую часть рассказа, т. е. вторично обыгрывает конструкцию.
Характеристика ориентировки в ближнем пространстве в какой-то мере уже давалась, когда рассматривался вопрос о пространственных отношениях между предметами, так как эти отношения лежат в основе ориентировки в ближнем пространстве. Мы имеем в виду те пространственные отношения, которые понимаем с помощью предлогов «на», «под», «рядом», «около».
В данном разделе будут предложены игры, связанные с ориентировкой в дальнем пространстве, подразумевая под этим ориентировку в помещении (групповой комнате). Здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там», «посередине», т. е. ребенка учат умению последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Особое место занимает при этом взаимное расположение предметов, которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется постепенно и нуждается в обучающем воздействии взрослого. Умственно отсталые дети без коррекционного обучения вообще не воспринимают данные отношения. Зачастую предмет, который заслонен, не виден, воспринимается ими как вообще исчезнувший.
Большое место среди игр на развитие ориентировки в пространстве' занимают игры, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти игры должны быть чрезвычайно простыми. Предмет, который прячут, должен быть ярким, и прятать его надо только в присутствии детей и на уровне их глаз, так как умственно отсталые дети видят лишь те предметы, которые находятся на уровне их глаз. Постепенно формируется у них возможность осматривать пространство, а благодаря дидактическим играм они начинают практически учитывать расстояние и направление движения в пространстве.
Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и раскладывает игрушки на столе - одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот, чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, почему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Педагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать». Дети играют с ними.
Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо перед стулом, другая - напротив по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.
Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и окрашенные в спокойные тона).
Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует результат: «Игрушка была на полке».
В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте, а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.
2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется, и предметы, находящиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше». И т. п.
прячется игрушка. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.
Цель. Продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» - говорит педагог. Если кто-то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного *- высокого, крупного, другого - маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может».
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один прячется, а все под руководством педагога ищут, последовательно осматривая в комнате мебель.
Формирование пространственных представлений
Представления о пространстве так же, как и представления о форме, величине, цвете, предмете в целом формируются на основе достаточно развитого пространственного восприятия. Действительно, невозможно представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея достаточно четких представлений о самом предмете и других предметах, находящихся в данном пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаимном расположении его частей. Таким образом, формирование пространственных представлений как бы вбирает в себя все, что ранее усвоено детьми.
Цель. Формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, продолжать развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Карты лото, на каждой по четыре картинки с изображением знакомых детям предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу (например, шарик на кубике, шарик и кубик рядом; собака около будки, собака на будке; портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, на столе; на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома по одному дереву), маленькие карточки с изображением предметов в тех же пространственных отношениях, картонки для накры-вания больших листов лото по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами). Ребенку дают одну большую карту и чистую картонку, ею он накрывает карту. Педагог просит внимательно рассмотреть карту и сказать, что нарисовано (шарик на кубике, два дерева рядом и т. д.). После этого ребенок закрывает карту картонкой, а педагог показывает ему одну из маленьких картинок (не называя ее и не спрашивая у ребенка, что нарисовано), переворачивает ее и отсчитывает до 10-15. После этого ребенок снимает картонку с карты и отыскивает нужную картинку. Педагог показывает карточку-образец, ребенок сопоставляет с ней свой выбор. Результат закрепляется в слове.
Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Педагог называет изображение на картинке (например, шарик и кубик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность своего выбора, закрывает ею изображение на своем листе.
Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.
Оборудование. Строительный набор «Построй поселок», элементы настольного строителя, письма - полоски бумаги с изображением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др., фигурки зверей (пластмассовые или картонные).
Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами, вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры, а в конце каждой дорожки-домики. Ориентиры могут быть расположены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда начинается путь, стоит машина или трактор (из набора «Построй поселок»). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира: на левой - дерево, еще; один трактор, около самого дома елка; на средней - елка, дерево, около дома трактор; на правой - ежик, елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бумаги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево, трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог показывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка последовательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к домику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фигурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит дорогу к другому домику - мишки или ежика. В дальнейшем порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются, можно изменить и направление движения.