Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа
Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51
а) выявление наличия самостоятельной деятельности детей;
б) выявление уровня развития действий с игрушками.
Предпринятое наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.
Эксперимент включал задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Эксперимент проводился индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная игрушка) в течение непродолжительного времени.
Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).
Задание 1. Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного задания являлось выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект и осуществляемые при этом его действия.
Если ребенок не захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и установлении роли моторного компонента в активизации обследовательских действий.
В случае отсутствия реакции ребёнка взрослый медленно перемещал неозвученную погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду для изучения реакций детей на движущийся объект.
Задание 2. Такую же, но озвученную, погремушку взрослый показывал ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивал ее
по 5 секунд. Целью данного задания является выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в данном случае - слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий.
В том случае, если введение дополнительного признака не побуждало ребенка к реагированию, задание продолжалось аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводил пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имела своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с выраженной интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских действий.
Задание 3. Ребенку показывали 2 пластмассовые машинки одновременно, расстояние между машинками - 5 см. Цель задания - выявление возможности самостоятельного фиксирования различий предметов по величине. Предполагалось, что дети могут установить различие предметов по цвету путем приближения предметов друг к другу, и, возможно, укажут на различие по цвету экспериментатору.
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие различия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий.
В ходе наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей (7) доступны продуктивные контакты и они способны включиться в целенаправленную деятельность. Однако контакт зачастую является поверхностным, ситуативным, малоэмоциональным, а действия детей требуют постоянного контроля со стороны взрослого, как для поддержания их целенаправленности, так и для оказания помощи при совершении конкретных действий.
1). С детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью в подавляющем большинстве случаев возможно установить продуктивный контакт и включить их под руководством педагога в специально организованную деятельность.
2). Дети способны выполнить элементарные действия по подражанию, образцу, по жестовой инструкции. Реже - по словесной инструкции.
3). Крайне недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, выявление их внешних свойств, в процессе занятий, игр, выполнения режимных моментов.
4). Дети дошкольного возраста практически игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; учет этих признаков является или случайным, или зафиксированным в ходе многократного повторения.
5). Взаимодействия между детьми являются редкими, чаще всего носят невербальный характер и отрицательную эмоциональную окраску. Отсутствуют элементы сотрудничества между детьми, общение строится преимущественно со взрослым и по его инициативе.
6). Мотивом для осуществления ориентировочно-
В результате предпринятого наблюдения были выявлены не только некоторые общие особенности сенсорно-перцептивной деятельности детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но и определены оптимальные условия проведения, а также содержание констатирующего индивидуального психолого-педагогического эксперимента. Продолжая изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности этой категории детей, мы предложили детям ряд заданий, направленных на изучение реакции на предметы, отличающиеся по ряду признаков.
Результаты выполнения испытуемыми заданий представлены в таблицах 3.1 - 3. 6. В таблице 3.1 представлены количественные данные, отражающие различные виды реакций детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью на предметы, отличающиеся наличием или отсутствием звучания.
При выполнении первого (см. таблицу 3.1) задания фиксировались реакции ребенка на предъявляемую погремушку (красный шарик на белой ручке). Задания были построены таким образом, чтобы практически исключить отказ от выполнения, а в случае невозможности или нежелания самостоятельно действовать с игрушкой предусмотрены варианты «пассивных действий» (с помощью педагога), что способствовало возникновению хотя бы самых элементарных реакций.
Следует отметить, что все испытуемые проявили большую или меньшую степень активности при предъявлении игрушки. В первом задании (с незвучащей игрушкой) было зафиксировано 67 реакции. В том числе, познавательные реакции составили43 (64,2%), эмоциональные реакции - 8 (11,9%), речевые реакции - 16 (23,9%). Среднее значение реакций составило 8,3. Распределение средних значений по видам реагирования было следующим: среднее количество познавательных реакций 5,4; эмоциональных реакций - 1,0; речевых реакций - 2,0.
Таким образом, в первом задании мы наблюдали явное преобладание познавательных реакций над речевыми и эмоциональными. При предъявлении во втором задании такой же по внешнему виду, но озвученной погремушки, мы наблюдали качественное и количественное изменение картины реакций. Так, отмечалось относительное увеличение количества познавательных реакций при действии с озвученной игрушкой -45 (по сравнению с 43 в 1-м задании), а также эмоциональных реакций - 8 (в 1-м задании их было зафиксировано 9).
При этом мы обнаружили резкое сокращение количества речевых реакций: с 16 в 1-м задании до 4 во 2-м. Преимущественно за счет этого сократилось общее количество реакций. Их оказалось всего лишь 58. Вследствие этого среднее значение составило только 7,3 (в задании - 8,3).
Данные изменения свидетельствуют о некоторой потере интереса детей к повторно предъявляемой игрушке, пусть даже озвученной, снятии элемента новизны (отсюда - сокращение речевых реакций и общего количества реакций), с другой - об изменении характера действий в связи с появлением у игрушки нового качества: увеличении количества познавательных и эмоциональных реакций с преобладанием первых.
Таким образом, установлено, что введение дополнительной характеристики предмета приводит к изменению реакций детей дошкольного возраста с глубоким нарушением интеллекта. Данные об особенностях и характере познавательных реакций детей при действиях с игрушками, отличающимися озвученностью представлены в таблице 3.2 и таблице 3.3.
Анализ познавательных реакций (см. таблицу 3.2)
показывает, что при выполнений обоих заданий
основную часть составляют ориентировочно-исследовательск
Во втором задании количество манипуляций резко возросло и составило уже 13случаев (29,5% от общего числа познавательных реакций), что свидетельствует об увеличении активности детей при введении дополнительной характеристики предмета. Таким образом, манипуляции, занимавшие в первом задании только третье место, в результате введения звучания игрушки, переместились на второе. В связи с этим изменилась и доля зрительных реакций: произошло их смещение со второго на третье место. Хотя количественные различия при выполнении двух заданий незначительно: в задании с незвучащей игрушкой дети в 9 случаях (21,4% от общего числа познавательных реакций) зрительно реагировали на предъявленную игрушку, а в задании со звучащей игрушкой было зафиксировано 8 зрительных реакций (18,2% от общего числа зрительных реакций). Более подробный анализ познавательных реакций возможно провести, рассмотрев данные, приведенные в таблице 3.3
При предъявлении детям неозвученной игрушки (см. таблицу
3.3) мы
наблюдали следующие ориентировочно-
Анализ основных ориентировочно-
Следующая группа ориентировочно-
Такие действия направлены на более детальное изучение предмета, его внешних и внутренних качеств. Однако малое использование такого рода действий детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью не способствует созданию у них более полной картины воспринимаемого предмета.
Действия поглаживания, сжимания, надавливания, приложения направлены
на изучение особенностей, «внутренних»
характеристик предмета, таких, как фактура
материала, из которого изготовлен предмет,
его упругость и пр. Эти действия встречались лишь в
единичных случаях и составляли всего
лишь 3,4% от общего числа ориентировочно-
Таким образом, дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью при обследовании игрушек совершают преимущественно действия, направленные на получение самой общей, мало дифференцированной информации о предмете.
При выполнении второго задания (со звучащей игрушкой) мы зафиксировали изменения в характере и количестве познавательных решений. Так, общее количество познавательных реакций увеличилось и стало равно 44 (по сравнению со 42 в первом задании) (таблица 3.2). Общее увеличение произошло за счет манипуляций, которых стало 13, а в предыдущем задании было 7.