Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание методической системы развития сенсорной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности сенсорного развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Психолого - педагогические условия использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания умственно отсталых детей-дошкольников
1.1 Возрастные закономерности развития сенсорики 5
1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом 9
1.3. Методика использования дидактических игр в сенсорном воспитании умственно отсталых дошкольников 16
Выводы по первой главе……………………………………………………… 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Задачи и методика эксперимента 32
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 44
Заключение …………………………………………………………………. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
приложения 51

Файлы: 1 файл

Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью..rtf

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Таким образом, предпринятое нами исследование позволило выявить ряд особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и реализовать в этой связи систему работы, оптимизирующую развитие этой сферы. Продолжение работы по предложенной системе сенсорного воспитания этой категории детей должно обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочно-исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах предметов, что безусловно будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975.
  2. Бучковская Л. Воспитание ребенка - олигофрена//Психология и педагогика - №2 - 2006
  3. Буянова Р.Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 - 2006
  4. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн.:БрГУ, 2007. - 195с.
  5. Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П.- М.: Прогресс, 1984. - 303с.
  6. Запорожец А.В.,Венгер Л.А.и др. Восприятие и действие. - М.Прогресс, 1966.- 394с.
  7. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование зрительного образа. // Вопросы психологии - 1958 - N5.
  8. Курашова Р.А. Соенсорное развитие дошкольников, - Мн.:Новое знание, 2006. - 345с.
  9. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, - М.: Гардарика, 2000. - 304с.
  10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб: СОЮЗ, 1997. -394с.
  11. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392с.
  12. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умсвенной отсталостью. /Под ред. Н.Ф.Дементьевой. - М:Новое время, 1993.- 222с.
  13. Психическое развитие младенца. /Пер. с англ. А.В.Леоновой /Под ред. А.В.Запорожца. -М.:Психология, 1985. - 320с.
  14. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1979. №2.,  - 22 с.
  15. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н.Поддьякова и В.Н.Аванесовой. - М.:Новое время, 1981. - 414с.
  16. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой.-М.:Просвящение 1963.
  17. Слободянюк Н.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» умственно-отсталого ребенка, - К.: Печора, 2002. - 274с.
  18. Совпель Д.Е. Психология, - СПб.:Питер, 2006. - 284с.
  19. Стребелева Е.А Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста. //Дефектология, 1991, N4, с.64.
  20. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов. /Под ред. А.Р.Лурия. - М., 1960.
  21. Цикото Г.В. Корркционно-развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста. - М.: ЦБ НТИ Минсобеса, 1991.
  22. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов. /Дефектология, 1979, N1, стр.14-19.
  23. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей, - М.: Новое время, 2000. - 294с.
  24. Шаповаленко И.В. Воспитание в ДЭУ, - М.:Гардарики, 2007. - 349с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 3.1. Особенности реакции детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью на предметы, отличающиеся по своей озвученности

Виды реакций

Характеристика предмета

Познавательные реакции

Эмоциональные реакции

Речевые реакции

 

Общее кол-личе-ство Rр

% от R

Мпр

Общее

кол-

личе-

ство

Кр

% от R

Мnе

Общее кол-личе-ство Ку

% от R

Мnv

незвучащая игрушка (1)

43

64,2

5,4

8

11,9

1

16

23,9

2

звучащая игрушка (2)

45

77,6

5,6

9

15,5

1,1

4

6,9

0,5


R - суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций: R=Rр+Rе+Rv;

R1=43+8+16=67; R2= 45+9+4=58,

где Rр - общее количество познавательных реакций

Rе - общее количество эмоциональных реакций

Rv - общее количество речевых реакций

R1 - реакции при выполнении заданий с незвучащей игрушкой

R2 - реакции при выполнении заданий со звучащей игрушкой

Мn - средняя арифметическая, где  Мnр от Re ; Мne от Re; Мпv от Rv

 Мn1=43:8=5,4; Мn2=45:8=5,6 , где Мn1 - среднее число реакций каждого ребенка в задании с незвучащей игрушкой; Мn2 - среднее число реакций каждого ребенка при выполнении задания со звучащей игрушкой.

Таблица 3.2 Виды познавательных реакций при действии с предметами различающимися озвученностью

Виды   реакций

характеристика предмета

Ориентировочно-исследовательские действия

Манипуляции

Зрительные реакции

 

количество

%от Rр

количество

% от Rр

количество

%от Rр

не звучащая игрушка (Кр1=129)

26

62

7

16,6

9

21,4

звучащая

игрушка

(Кр2=134)

23

52,2

13

29,5

8

18,2


Rр - общее количество познавательных реакций: Rр1 - в первом задании Rр2 - во втором задании Rр1=42, Мnр1=5,2 Rр2=44 , Мnр2=5,5 (см. таблицу 3.1)

Таблица 3.3 Характер познавательных реакций детей при действиях с предметами, отличающимися по своей озвученности

 

 

Характеристика предмета

незвучащая игрушка

звучащая игрушка

виды реакций

количество

% отRр1

количество

% отRр2

Ориентиро

вочно-исследовательские

действия

рассматривание

5

17,2

3

14,2

захват

7

24,1

8

38

выслушивание

3

10,3

2

9,5

поглаживание

1

3,4

0

0

сжимание

1

3,4

0

0

надавливание

1

3,4

0

0

обследование частей

3

10,3

1

4,8

постукивание

1

3,4

0

0

встряхивание

4

13,7

7

33,3

приложение

1

3,4

0

0

оральное   обследование

3

10,3

1

4,8

Манипуляции

неспецифические

3

20

4

66,6

 

специфические

12

80

2

33,3

Особенности

зрительных

реакций

не фиксированный взгляд

1

33,3

2

22,2

фиксированный

взгляд

7

77,7

2

66,6


 

Таблица 3.4. Особенности реакций умственно отсталых детей дошкольного возраста на предметы, различающиеся по своим внешним характеристикам

 

Виды реакций

Познавательные реакции

Эмоциональные реакции

Речевые реакции

 

Общее

кол-

личе-

ство

%

от

R

Мnр

Об-

щее

кол-

личе-

ство

%

от

R

Мnе

Об-

щее

кол-

личе-

ство

Rv

%

от

R

Мnv

Характеристика предмета

 

цвет     (3)

55

63,2

6,8

9

10,3

1,1

23

26,4

2,8

форма    (4)

58

79,4

4,5

5

6,8

0,6

10

13,6

1,2

величина (5)

48

76,1

6,0

6

4,7

0,8

9

14,2

1,1


R- суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций:

R=Rр+Rе+Rv, R3=55+9+23=87

R4=58+5+10=73

R5=48+6+9=63,где

Rр- общее количество познавательных реакций

Rе- общее количество эмоциональных реакций

Rv- общее количество речевых реакций

RЗ- реакции при предъявлении предметов разного цвета

R4- реакции при предъявлении предметов разной формы

R5 - реакции при предъявлении предметов разной величины

Мn- средняя арифметическая, где Мnр от Rр

Мnе от Rе

Мnv от Rv

 МnЗ= 55:8=6,8; Мn4=58:8=4,5; Мn5=48:8=6 , где МnЗ - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разного цвета

Мn4 - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной формы

Мn5  - среднее число реакций детей при предъявлении предметов разной величины

 

Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

Нами предпринята попытка развести для использования в педагогической практике два понятия: психологическое и педагогическое обследование. Развести эти два понятия важно, поскольку за ними стоят два подхода к обследованию ребенка, имеющие разные цели, задачи и требования к используемому инструментарию.

Еще Л.С. Выготский выделил в психологическом изучении ребенка три главных принципа:

  • разделение добывания фактов и их толкования;
  • максимальной специализации методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все);
  • принцип динамического типологического толкования добытых при исследовании данных в диагностических целях.

Эти принципы базируются на концепции возраста, сущностью которой является понимание значимости возрастных психологических новообразований на каждом этапе детского развития. Следовательно, целью психологического обследования ребенка является изучение уровня сформированности этих возрастных новообразований (как наивысших достижений возраста).

При обследовании детей с теми или иными первичными нарушениями в деятельности анализаторов или центральной нервной системы (ЦНС) возникает еще один компонент - это диагностическое обучение как способ выявления важнейшей характеристики психической деятельности ребенка, а именно - изучение потенциальных возможностей его познавательной сферы, т.е. обучаемости. Что в работах Л.С.  Выготского определялось как необходимость изучения зоны ближайшего развития ребенка.

Именно психологическое обследование используется в коррекционной педагогике для контроля за ходом психического развития ребенка с целью выявления имеющихся нарушений и вторичных отклонений, а также для определения путей их последующей коррекции. При этом надо отметить, что психолог должен быть хорошо информирован о закономерностях психического развития ребенка в каждом возрастном периоде жизни.

В практике деятельности специалистов консилиума, ПМПК, при комплектовании образовательных учреждений, в дифференциальной диагностике используется психолого-педагогический подход, для которого значимы методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, таким образом объектом психолого-педагогической диагностики отклоняющихся вариантов познавательного развития является процесс изучения психического развития детей, имеющих нарушения или отклонения в развитии. В этом процессе выделяются такие значимые задачи как: раннее выявление отклонений в развитии; определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также определение степени выраженности нарушения; выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка; определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-педагогического воздействия и условий воспитания, а также психолого-педагогической помощи родителям; обоснование психолого-педагогического прогноза. Специалисты консилиумов любого уровня должны быть хорошо осведомлены о дифференциально-диагностических признаках различных вариантов отклоняющегося развития (общих и специфических) и уметь их соотнести с закономерностями нормативного хода психического развития.

Информация о работе Особенности формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью