Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Актуальность исследования определена тем, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение.
Глава 1. Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи.
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи.
1.2 Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи.
1.3. Анализ методик изучения связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Глава 2. Исследование коммуникативной функции речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Результаты проведенного исследования.
2.3 Методические рекомендации по формированию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Заключение.
Список использованной литературы.
Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении рода и числа глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Часто дети со вторым уровнем речевого развития употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко.
Словарь на данном уровне становится более разнообразным. В спонтанной речи детей отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Однако словарь остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названия цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
Пассивный словарь на втором
уровне значительно усиливается
за счет понимания грамматической формы
числа существительных и
Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение таких звуков как П-Т-К, С-Т. Очень часто отсутствуют мягкие согласные звуки П-Б-М, Т-Д-Н перед гласными А-О-У. Нарушено звукопроизношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов: многосложные слова упрощаются, отмечаются перестановки слогов, звуков, замены и употребления слогов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется на уровне связного высказывания. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира. При этом они пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4, слов. При попытке что-то пересказать или рассказать количество аграмматизмов возрастает [24, с.5].
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.
У детей наблюдается нарушение произношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сонорные и др.), страдают некоторые звуки раннего онтогенеза (Сь, Б, Г, К). Несформированность звуковой стороны речи выражается также в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком употреблении звуков речи.
Детям с третьим уровнем
речевого развития характерно нарушение
слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются
трудности фонематического
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица, к которому направленно движение, и места движения (предлоги к, по), предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще [25; с.524].
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
У детей с третьим уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительных прилагательных от существительных (морковный-морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко-ведерочко).
На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов [24, с.5].
Связанное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения [24, с.76].
Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характеры неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
1.3. Анализ методик изучения
Рассмотрев особенности связной речи и ее развития у детей с общим недоразвитием речи, мы пришли к выводу, что связная речь таких детей отличается от нормы. Авторы различных методик придерживают разных точек зрения.
Рассматривая методику Ушаковой О.С и Струниной Е.М., можно отметить, что они своей главной задачей считают: развитие связной речи в тесной взаимосвязи с другими речевыми задачами. Такими как: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением.
Авторы данной методики считают, что в пересказе текста у детей формируется выразительность и последовательность изложения готового текста. Авторы подчеркивают, что ребенок пересказывает текст без помощи взрослого, самостоятельно, при помощи интонации передает диалоги героев, их характеристику.
При составлении рассказа по сюжетной картине ребенок учится самостоятельно составлять описательный, повествовательный рассказ. Ребенок сам указывает на место и время действия, сам придумывает события, которые предшествуют изображенному на картине.
Составление
же рассказа по серии сюжетных картин
включает в себя умение развивать
сюжетную линию, придумывать название
к составляемому рассказу, соединять
отдельные предложения в
Благодаря
этому у детей формируется
представление о структуре
Для закрепления
представления о структуре
Данная методика включает в себя следующие задания:
1) задания,
направленные на анализ
2) задания на придумывание рассказа;
3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.
Каждое задание оценивается по следующим критериям:
1) выраженность сказочного содержания;
2) соответствие названия содержанию;
3) логичность, законченность построения;
4) грамматическая правильность речи;
5) использование
языковых выразительных
Авторы методики предлагают ставить по 3 балла за использование ребенком в речи каждого критерия.
Таким образом,
полученные данные позволят определить
содержание коррекционной работы, которая
может проводиться над
Одной из основных методик обследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, является методика В.П.Глухова.
В.П.Глухов в своей методике использует следующие методы:
В.П.Глухов так же предлагает использовать при проведении данной методики наглядный материал следующих авторов: Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой.
Сама методика В.П.Глухова включает в себя следующие виды заданий:
Учитывая индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития, автор предлагает дополнить обследование еще двумя заданиями, включающие в себя элемент творчества.
Каждое
задание оценивается в баллах,
которые соответствуют
Такая оценка помогает наглядно оценить продвижение детей в обучение рассказыванию, а так же показывает их динамику. По данной методике можно провести количественно-качественную оценку. Если суммировать все баллы можем получить следующие уровни состояния связной речи по В. П. Глухову. Суммарная оценка в пределах 16 - 20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, сумма от 6 до 10 — недостаточному уровню, сумма от 1 до 5 — «низкому» уровню.
Выводы к первой главе.
Рассмотрев психолого – педагогические основы по проблеме формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи мы пришли к следующим выводам: во – первых, речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях, нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Во – вторых, развитие речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
В – третьих, общее недоразвитие
речи у детей приводит к стойким
нарушениям общения, плохо развитая
речь препятствует установлению у них
полноценных коммуникативных