Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Актуальность исследования определена тем, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение.
Глава 1. Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи.
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи.
1.2 Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи.
1.3. Анализ методик изучения связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Глава 2. Исследование коммуникативной функции речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Результаты проведенного исследования.
2.3 Методические рекомендации по формированию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Заключение.
Список использованной литературы.
3. Обучение
рассказыванию по отдельной
Основные этапы работы с картинкой:
4. Описание пейзажной картины.
Особым видом связного
высказывания являются рассказы-описания
по пейзажной картине. Этот вид рассказа
особенно сложен для детей. Если при
пересказе и составлении
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Работа по картинке проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображенное на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Таким образом, применение наглядных моделей в работе над связной речью детей с ОНР 3 уровня речевого развития позволяет логопеду впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Выводы по второй главе.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, можно отметить, что у детей с ОНР 3 уровня речевого развития старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Это проявлялось в ошибках и неточностях при выполнении заданий и необходимости помощи педагога.
Наибольшие трудности
возникли при составлении рассказа
на заданную тему и рассказа-описания.
У большинства детей рассказ
на заданную тему сформулирован однообразно.
При составлении рассказа-
Задание по составлению рассказа
по серии сюжетных картинок и пересказ
выполнены практически
При пересказе сказки отмечались
нарушения связности и
Составляя рассказ на основе личного опыта, дети допускали смысловые ошибки и аграмматизмы. Были отмечены схематичность изложения, недостаточная информативность рассказов, употребление простых предикативных нераспространенных предложений.
Заключение.
К.С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
В курсовой работе изложено исследование, посвященное изучению формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития. Для проведения констатирующего исследования была взята методика обследования связной речи В.П. Глухова, направленная на изучение развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
В результате исследования
мы можем отметить, что коммуникативная
функция речи у детей ОНР 3 уровня
речевого развития значительно отличается
от коммуникативной функции речи
у детей с нормами в речи.
У детей с ОНР 3 уровня речевого
развития преобладает ситуативно-
При ответе на вопросы, дети используют просты предложения, состоящие из существительного или местоимения и глагола, обозначающего конкретное действие.
Связное речевое высказывание исследуемых детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений.
Список использованной литературы: