Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Актуальность исследования определена тем, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение.
Глава 1. Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи.
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи.
1.2 Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи.
1.3. Анализ методик изучения связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Глава 2. Исследование коммуникативной функции речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Результаты проведенного исследования.
2.3 Методические рекомендации по формированию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Заключение.
Список использованной литературы.
Глава 2. Исследование коммуникативной функции речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
2.1 Организация и методика исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ д/с №381 «Ласточка» поселка Левченко города Казани. Были выбраны дети старшей группы в количестве 10 человек с логопедическим диагнозом ОНР 3 уровня речевого развития и дети с нормальным речевым развитием.
В качестве основного метода исследования была использована методика обследования связной речи В.П. Глухова, так как, именно эта методика полно отражает особенности развития связной речи детей с ОНР 3 уровня речевого развития, что является основным показателем сформированности коммуникативной функции речи детей с ОНР 3 уровня речевого развития.
Обследование детей начиналось с беседы, целью которой было установление контакта с испытуемыми, а так для создания мотивации к обследованию.
При составлении предложения по трем картинам предшествовало разъяснение этих картин, а так же как они могут быть связаны.
При обследовании пересказа, знакомый текст прочитывался 2 раза. После первого прочтения ребенку задавались вопросы, и перед вторым чтением давалось указание, на его пересказ.
Задание первое: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Целью данного задания является определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Ребенку предлагается 5-6 картинок с изображением различных действий.
Инструкцией к данному заданию служит вопрос «Скажи, что здесь нарисовано?».
Благодаря этому заданию, можно выяснить способен ли ребенок устанавливать самостоятельно смысловые предикативные отношения и передавать их в виде соответствующей по структуре фразе. При отсутсвии ответа задается вспомогательный вопрос, указывающий на изображенное действие. Таким образом инструкция уже будет следующая: «Что делает мальчик\девочка?». При анализе результатов отмечаются особенности составления фраз: их смысловое содержание, грамматическая правильность, наличие пауз, агромматизмы.
Для оценки данного задания В.П.Глухов предлагает следующую бально-уровневую оценку:
5 баллов – удовлетворительный
уровень – ответ на вопрос
задания представлен в виде
грамматически правильно
4 балла – средний уровень
– адекватная по смыслу фраза
имеет один из перечисленных
недостатков: недостаточно
3 балла – недостаточный
уровень – сочетание указанных
выше недостатков информации
и лексико-грамматического
2 балла – низкий уровень
– адекватная фраза
1 балл – задания выполнены
неадекватно, отсутствие
Задание второе: составление предложения по 3 предметным картинам.
Целью данного задания является выявить способность выстраивать логико-смысловых отношений между предметными картинками и передавать их в виде законченного высказывания.
Инструкцией к данному заданию служат слова логопеда: «Составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех картинках». Если же у ребенка не получается, то логопед залает ему дополнительный вопрос: «что сделала девочка\мальчик?».
Оценка данного задания, предложенная В.П.Глуховым, включает в себя следующие критерии:
5 баллов – удовлетворительный
уровень – фраза составлена
с учетом содержания всех
4 балла – средний уровень
– имеются отдельные
3 балла – недостаточный
уровень – фраза составлена
на основе предметного
2 балла – низкий уровень – не смог составить фразовое высказывание, даже при помощи взрослого. Так же отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания.
1 балл – задание выполнено неадекватно, предложенное задание не выполнено, ребенок правильно называет изображенные предметы, но составить фразу не может.
Задание третье: пересказ текста.
Целью данного задания является выявление возможности детей воспринимать небольшой по объему и по структуре литературный текст.
При выполнении данного задания логопед дважды читает текст, после первого повтора, логопед задает вопросы по тексту, строя тем самым примерный план пересказа ребенка. После вопросов, логопед дает ребенку установку на составление пересказа и второй раз читает текст.
В.П.Глухов, предлагает следующую оценку данного задания:
4 балла – хороший уровень
- пересказ составлен
3 балла – удовлетворительный
уровень – пересказ составлен
с некоторой помощью,
2 балла – недостаточный
уровень – используются
1 балл – низкий уровень
– пересказ составлен по
0 баллов – отказ от выполнения задания.
Задание четвертое: составление рассказа по картине или серии сюжетных картин.
Целью данного задания является выявление возможности ребенка составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания посменных эпизодов.
При выполнении этого задания логопед раскладывает картинки в нужной последовательности и разбирает с ребенком каждую картинку, ее детали. Помимо вопросов логопеда, применяются так же жестовые указания.
Оценку данного задания, В.П.Глухов предлагает следующую:
4 балла – хороший уровень
– самостоятельно составлен
3 балла – удовлетворительный
уровень – рассказ составлен
с некоторой помощью,
2 балла – недостаточный
уровень – рассказ составлен
при помощи наводящих вопросов
и указаний на соответствующую
картинку или ее деталь. Нарушена
связность, отмечаются
1 балл – низкий уровень
– рассказ составлен при
0 баллов – отказ от выполнения задания.
Пятое задание: составление описательного рассказа по схеме.
Целью данного задания является выявление способности ребенка составлять информативное, логически завершенное высказывание, которое содержит в себе описание основных свойств и качеств предмета.
Детям предлагается описать игрушку, предмет используя при этом графическую схему.
Ребенку предлагается рассмотреть в течение нескольких минут предмет, а затем составить рассказ по заданному вопросному плану.
Оценка данного задания, предложенная В.П.Глуховым:
4 балла – хороший уровень
– в рассказе отображены все
основные свойства и признаки
предмета, даны указания на его
назначение и функции.
3 балла – удовлетворительный
уровень – рассказ
2 балла – недостаточный уровень – рассказ соствлен с помощью наводящих вопросов, недостаточно информативен. Отмечаются незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному. Отмечаются лексические застревания, недостаточные в грамматическом оформлении предложения.
1 балл – низкий уровень
– рассказ составлен с помощью
повторных наводящих вопросов, указывающий
на детали предмета, описание
не отображает многих
Ребенок перечисляет отдельные
признаки и детали предмета. Выраженные
лексико-грамматические нарушения. Ребенок
не может составить рассказ
0 баллов – отказ от выполнения задания.
2.2 Результаты проведенного исследования.
Проводимое нами исследование включало в себя два этапа.
На I этапе мы проводили диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в таблице 1.
Состояние связной речи детей в экспериментальной группе на констатирующем этапе.
Уровни речевого развития |
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
кол-во детей |
кол-во детей |
кол-во детей |
кол-во детей |
кол-во детей | |
Хороший |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удовлетвори-тельный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Недостаточ-ный |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Низкий |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |