Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы ускорить формирование
культурно-гигиенических
Культурно-гигиенические
навыки связаны не только с
игрой. Они лежат в основе
первого доступного ребёнку
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Дошкольник 3-х лет осознает
необходимость выполнения культурно-гигиенических
требований к предстоящей деятельности:
«Надо мыть руки, потому что потом
будем есть». Для детей этого
возраста очень важным является мотив
своей внешней
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В. Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Таким образом, освоенные
культурно-гигиенические навыки превращаются
в привычки - действия, выполнение которых
стало потребностью. Необходимыми условиями
формирования привычек выступает положительное
отношение ребенка к бытовой
деятельности и систематическое
повторение бытовых процессов, предполагающих
его известную
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
Воспитание культурно-
Контроль над правильностью
выполнения движений должен
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Нами были определены задачи
экспериментальной части
1. Изучить условия воспитания
культурно-гигиенических
2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
3. Разработать мероприятия
по формированию культурно-
4. Определить эффективность разработанных мероприятий.
Эксперимент состоял из 3-х этапов:
1. Констатирующего;
2. Формирующего;
3. Контрольного.
База исследования: воспитанники второй младшей группы ДОУ № 17 г.Сызрани.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой (Приложение 1). Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.
Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:
а) установить объем
культурно-гигиенических
б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.
г) выявить условия,
созданные в группе для формирования
культурно-гигиенических
д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;
е) выяснить отношение
детей к требованиям и
Мы вели наблюдение за работой
воспитателя и восьмью детьми
экспериментальной и
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Ахметжанов Айрат
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
2
24
Н
Галкина Катя
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
44
С
Моисеев Ваня
2
2
2
2
1
1
2
12
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
43
С
Крылова Настя
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Т
Таблица. 2 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Буклеев Максим
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
1
2
2
9
1
1
1
1
1
1
1
7
2
32
Н
Дмитриева Оля
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Мягков Кирилл
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
2
2
2
2
2
2
2
14
2
30
Н
Милихина Даша
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
22
Н
Примечание.
Навыки опрятной еды включают умение :
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;
действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;
неумение выполнять действие – 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.
Так, Галкина Катя, Моисеев
Ваня, Крылова Настя умеют
У Ахметжанова Айрата ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.
По результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Мягков Кирилл во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Дмитриеева Оля, Буклеев Максим). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Оли её.