Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.
Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Формирование культурно-
По результатам
Рис. 1 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).
Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).
Пояснение к диаграммам.
Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:
7-10 баллов – формирование
навыка вызывает сильные
11-17 баллов – формирование
навыка вызывает
18-21- формирование навыка не вызывает затруднения.
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;
2- формирование навыка
вызывает незначительные
3- формирование навыка не вызывает затруднения
Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.
2.2 Мероприятия по формированию
культурно-гигиенических
Для успешного формирования
культурно-гигиенических
1) организация привлекательной
и удобной для выполнения
2) разделение осваиваемых
действий, следующих в строго
установленном порядке, на ряд
операций, что способствует более
быстрому созданию прочных
3) многократные упражнения
детей в действиях с
4) индивидуальная работа
с каждым ребенком, учет уровня
его развития и темпов
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
В ходе формирующего этапа
эксперимента были разработаны мероприятия
по формированию у детей экспериментальной
группы культурно-гигиенических
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом( не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали как нужно правильно выполнить это указание.
В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась» (Приложение 2), «Кукла Катя обедает» (Приложение 3), «Подбери посуду для куклы»(Приложение 4). Были изготовлены настольно-печатные игры (Приложение 5).
Была проведена беседа
с педагогами и обслуживающим
персоналом, работающими на данной
группе о необходимости иметь
аккуратный внешний вид, подавать пример
по соблюдению культурно-гигиенических
правил. В противном случае дети
никогда не усвоят эти правила
и не будут твердо убеждены в том,
что они действительно
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим- это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные моменты способствуют
воспитанию у детей культурно-
При рациональной организации
обстановки обязательным условием явился
индивидуально-
Знание особенностей состояния
нервной системы каждого
Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3 Проверка эффективности
проделанной работы на
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Данные представлены в таблицах 3,4.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Ахметжанов Айрат
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
1
2
2
9
2
2
1
1
1
1
1
9
3
35
С
Галкина Катя
3
3
3
3
3
3
3
21
3
3
2
2
2
2
3
16
3
3
3
3
3
3
3
21
3
62
В
Моисеев Ваня
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Крылова Настя
3
3
3
3
3
3
3
21
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
52
С
Таблица 3. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы
Таблица. 4 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.
Имя, фамилия ребенка
Сформированность навыка мытья рук (в баллах)
Кол- во баллов
Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах)
Кол-во баллов
Уровень сформированности навыка пользования носовым платком
( в баллах)
Общее кол-во баллов
Уровень сформированности
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Буклеев Максим
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
2
2
2
10
1
1
1
1
1
1
1
7
2
33
Н
Дмитриева Оля
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
3
45
С
Мягков Кирилл
2
2
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
7
2
2
2
2
2
2
2
14
2
32
Н
Милихина Даша
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
1
1
1
2
11
2
41
С
Как мы можем увидеть из таблицы 4, у одного ребенка повысился уровень до высокого (Галкина Катя), у Ахметжанова Айрата уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Крыловой Насти уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Приводим запись наблюдения за Настей.
Настя подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ване.: Дали уже воду, да, Ваня?
Ваня: Где мое полотенце?
Настя: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Настя берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты.
Кроме того, после сна девочка самостоятельно подходила к своей ячейке, брала от туда расческу и подходила к воспитателю с просьбой причесать её.
Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков.
Есть и положительные моменты, все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.
На рис. 3 можно проследить динамику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы отдельно по каждому навыку.
Рис. 3 Динамика сформированности культурно -гигиенических навыков у детей экспериментальной группы.