Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

В контрольной группе изменения  произошли незначительные. Один ребенок  повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что  и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных  навыков.

Приведем пример наблюдения за Олей.

Воспитатель: Ребята, сегодня  нам на завтрак приготовили рисовую  кашу, чай с молоком и булочку  с маслом. Приятного аппетита.

Оля. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу к Насте.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Роме.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

Наметилась положительная  динамика и у детей, которые не принимали участие в нашей  исследовательской работе, т.к. воспитатели  стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению  культурно-гигиенических навыков.

Мы составили график (Рис.4), из которого можно увидеть результативность проделанной нами работы.

 

Рис.4. Результативность проделанной  работы на формирующем этапе эксперимента.

 

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация  обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К первоочередным задачам  воспитания маленького ребенка следует  отнести воспитание культурно-гигиенических  навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать  определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить  ребенка действовать соответствующим  образом. Деятельность детей носит  ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять  внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при  умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным  указаниям или требованиям. Следует  учитывать, что маленькому ребенку  трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях  надо стараться отвлечь ребенка  от ненужного действия и переключить  его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать  куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство  и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить  работу с семьей. Приглашать родителей  в группу, показывать условия жизни  их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Анализ теоретических  положений и методических выводов  позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведённой на базе ДОУ  № 17 . Была прослежена динамика изменения  уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим  внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания  убирать за собой игрушки, благодарить  друг друга и взрослых. Некоторые  заметно улучшили свое поведение  во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки  во внешнем виде друг друга или  окружающей обстановке. Большинство  ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту  и порядок.

 Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря  организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесена учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей – первооснова  всей дальнейшей работы и основа для  развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические  навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой  для трудового воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с

2.   Белая К.Ю. 200 ответов  на вопросы заведующей детским  садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.

3.   Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.

4.   Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с

5.   Болотина Л.Р., Комарова  Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

6.   Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском  саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.

7.   Буре Р.С., Островская  Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.

8.   В детский сад  пришла проверка: ваши действия./Под  редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов  н/Д: Феникс, 2004-672с.

9.   Дошкольная педагогика/под  редакцией Логиновой В.И. и  Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

10.  Здоровый малыш: Программа  оздоровления детей в ДОУ. /Под  ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.

11.  Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

12.  Ипатова Ю. Волшебный  колпак повара, или График дежурства  для малышей.// Дошкольное образование-2008-№  11-35-39с.

13. Козлова С.А. Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

14. Конина Е.Ю. Формирование  культурно-гигиенических навыков  у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

15. Лабораторный практикум  по дошкольной педагогике и  методикам: Учеб пособие./Под редакцией  Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 1981-159с.

16.  Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991-63с.

17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.

18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.

19.  Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.

20.  Программа воспитания  и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.

21.  Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

22.  Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.

23.  Смирнова Т. Собираем  куклу на прогулку.// Дошкольное  образование. – 2008-№10-53-59с.

24.  Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.

25.  Фролова А.Н. Игры-занятия  с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.

26. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.


Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста