Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Воспитание культурно-гигиенических навыков
1.2 Гигиеническое воспитание детей
1.3 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
1.4 Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.5 Пути формирования культурно-гигиенических навыков
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков
2.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков
2.3 Проверка эффективности проделанной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

Овладение детьми правилами  личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в  общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются  детям в повседневной жизни в  процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный  момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить  о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны  к подражанию, поэтому воспитатель  должен быть для них образцом.[4;76]

Для закрепления знаний и  навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для  систематической проверки у сверстников  состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и  детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно  в разных ситуациях. Главное, чтобы  детям было интересно, и чтобы  они могли видеть результаты своих  действий, (кто-то стал значительно  опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому  образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного  учреждения. Где должны быть созданы  необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического  и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое  для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны  взрослых. Ребенок приобретает гигиенические  навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей  – постоянно закреплять гигиенические  навыки, воспитываемые у ребенка  в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

 

1.2  Культурно-гигиенические  навыки, их значение в развитии  ребёнка

 

В дошкольном возрасте следует  воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует  уделять не только в семье, но и  в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В  эти годы дети могут освоить все  основные культурно-гигиенические  навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить  содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь  самостоятельно умываться, чистить  зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются  на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических  навыков большое значение имеет  пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и  для малыша это становится законом.

После утренней гимнастики ребенку  полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под  струями воды. Необходимо, чтобы  после приема душа или умывания ребенок  вытерся насухо. Перед дневным  сном надо мыть ноги. Особенно важно  это правило соблюдать летом.

Определенное внимание следует  уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, связанных с едой. Напоминайте  ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли  все гигиенические нормы и  правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует  разъяснять детям значение этих навыков  и привычек для укрепления здоровья.

С первых дней жизни при  формировании культурно-гигиенических  навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно  важный процесс социализации, вхождения  малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть  пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно  и позже. Это неверное мнение! Психическое  развитие - процесс неравномерный, его  линии идут не одновременно, есть периоды  наиболее быстрого развития тех или  иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного  детства наиболее благоприятный  для формирования культурно-гигиенических  навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические  навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет  делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница  покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно  выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить  всю последовательность одевания, уметь  застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости  прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости  того или иного действия, а сам  он по своей инициативе его сам  совершает, контролирует его ход. При  этом формируются такие волевые  качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических  навыков создает условия для  формирования основ эстетического  вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она  изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при  совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических  навыков связано с этическим  развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную  оценку действиям человека или героя  сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения  ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у детей  начинаются складываться моральные  понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают  поведение. Надо помнить, что ребёнку  трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием  культурно-гигиенических навыков  складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала  выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё  не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

 

1.2.1   Методика воспитания  культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста

Воспитание культурно-гигиенических  навыков начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков, самостоятельным  движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед  едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти  все может снять с себя, сложить  и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка  необходимо систематически прививать  ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

 На третьем году  жизни малыш не только более  самостоятельно может одеваться,  раздеваться и т. д., но и  знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс,  приемы их выполнения.

 Для первоначальных  действий ребенка существенное  значение имеет запоминание места  для отдельных вещей, своего  места за столом и т. п.  В особенности это важно, когда  ребенок приходит в детский  сад из дома. В таких случаях  воспитатель вместе с малышом  выбирает метку, рассматривает  ее, предлагает запомнить рядом  сидящего товарища.

При активном формировании навыков  самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые  связаны с организацией всего  коллектива.

Дети отличаются большой  подражательностью, поэтому взрослому  нужно неоднократно показывать, как  выполнять новое действие, сопровождая  показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного  действия, последовательность отдельных  операций.

Начиная со второго года жизни  с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни  все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят  их к дежурствам. Помощь воспитателя  выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных  указаниях, поощрениях.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной  щеткой, а с 4 лет порошком или  специально предназначенной для  детей пастой), полоскать рот после  обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного  поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может  привести к их быстрой утрате.

 

1.3  Пути формирования  культурно-гигиенических навыков

 

Формирование культурно-гигиенических  навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных  и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью  которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С  помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и  открывает коробочки, кладёт мыло в  мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает  ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие  условия: в ванной (туалетной) комнате  обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном  для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

По мере освоения культурно-гигиенические  навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым  влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок  отражает (особенно поначалу) бытовые  действия, прежде всего потому, что  они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого  возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может  заменить действие словом, например, "уже  поели", то в раннем возрасте он старательно  кормит мишку первым, вторым и третьим  блюдом.

Информация о работе Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста