Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обучение лепке детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме исследования;
- определить основные пути развития, условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
- дать характеристику нетрадиционных пластических материалов.

Содержание работы

Введение
1.1 Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста.
1.2 Условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
1.4 Характеристика пластических материалов.
Выводы.
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

         Содержание:

 

 Введение

1.1 Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста.

1.2 Условия развития творчества в процессе обучения дошкольников       лепке.

1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.

1.4 Характеристика пластических материалов.

 Выводы.

 Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Введение.

 

В современной  эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании.

Одним из таких  видов деятельности является лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Проблему развития творчества у детей дошкольного возраста изучали: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н.В. Маслова, И. Митрохович,  Н.Г. Мейстер, А.Л. Романовская, Н.П. Саккулина, Г.Г.Григорьева, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Партюхина, М. Антонова, и многие другие.

В их исследованиях были выделены методы, приёмы обучения лепке. В качестве основных пластических материалов предлагаются пластилин и глина.

Григорьева, Гульянц, Куцакова, Мейстер, Лыкова предлагают использовать не только пластилин и глину, но и  солёное тесто, песок, снег, репьи, бумажную массу, фольгу, воск, пластик, гипс.

Однако анализ доступной литературы показал, что не существует специальных рекомендаций и системы работы с данными пластическими материалами, есть только незначительные рекомендации. В связи  с этим проблема нашего исследования «Теория исследования проблемы развития творчества в процессе использования нетрадиционных пластических материалов » становится актуальной.

Объектом исследования является обучение лепке детей дошкольного  возраста. Предмет исследования –  развитие творчества детей дошкольного  возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.

Задачи:

- изучить методическую  литературу по проблеме исследования;

- определить основные  пути развития, условия развития  творчества в процессе обучения  дошкольников лепке.

- дать характеристику  нетрадиционных пластических материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Особенности  формирования творчества у детей  дошкольного возраста.

 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, так как наша  действительность требует воспитания у молодежи творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию.

Большой практический опыт детского сада и теоретические исследования открывают много нового в развитии детского творчества, раскрывают новые возможности ребёнка, позволяют определить и принципиально обосновать новые методы обучения ребёнка изобразительной деятельности.

Детское изобразительное  творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому (22;с.181).

Теорией и практикой  дошкольной педагогики уже доказано, что художественное воспитание и  развитие ребенка успешно осуществляется путём обучения. Обучение – это экономная и эффективная деятельность. Но в нашей курсовой работе речь пойдёт о формировании продуктивного творчества, которое можно рассматривать как другую важную сторону художественного воспитания.

Говоря о правомерности существования обоих видов деятельности, Б. Теплов отмечал, что чисто учебная работа должна иметь место  в художественном воспитании. Количественно она должна даже преобладать над собственно «творческой», но она не должна быть единственным видом работы, в особенности на первых ступенях художественного воспитания, когда закладываются основы отношения к искусству.

Обучение является отнюдь не механической передачей знаний и  умений детям. Это двусторонний процесс. Передавая всем детям определённые знания, навыки педагог ни когда не забывает, что художественные возможности детей строго дифференцированы. Важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, воспитывающегося в коллективе.

Рассмотрим пути формирования художественного творчества, которые  предлагает нам Н. А. Ветлугина. Она предполагает, что возникновение  творческого начала в детской художественной практике  носит поэтапный характер.

На  первом этапе роль педагога заключается в организации  тех жизненных наблюдений, которые  влияют на детское творчество. Если ребёнку предстоит отражение жизненных впечатлений в рисунке и сказке, в песне, то его нужно учить, прежде всего, образному видению окружающего. Под этим понимаем восприятие, приобретающее эстетическую окраску. Образное видение понимается широко, поэтому и восприятие должно отличаться определенными качествами. Прежде всего, оно должно быть целостным, ребенок должен рассматривать явление не изолированно, но в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Ребенок начинает понимать, что различные явления можно выразить, лишь меняя характер мелодичных интонаций, сочетании красок в рисунке, ритмов в стихах, в декоративных изделиях. Способность образного воплощения жизненных впечатлений имеет существенное значение для детского творчества.

В деле обогащения восприятия детей особую роль играет искусство. Прежде всего, оно выступает как  яркое запоминающееся явление, побуждающее  ребенка к сопереживанию. Так, при  формировании детского творчества используются русский песенно-игровой фольклор. Он характеризуется коллективностью и синтетичностью действий, импровизационностью. Действенность литературного текста, сказочность образов, присущая им юмористичность, напевность выразительный ритм речи, форма запева-припева – все это побуждает детей к инсценированию, внесению творческих элементов в процесс исполнения.

Таким образом, произведение искусства способно выполнять важнейшие  функции: они помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир его душевных переживаний. Вместе с тем они способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Данный этап формирования детского художественного творчества назван первым условно. Он всегда предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, который  непосредственно связан с возникновением замысла с поисками художественных средств.

Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт проходит тут «на одном  дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.Выготского, «творит в один прием». И все  же, как бы ни был короток этот прием, в нем есть определенные грани, как бы завершающие какую-то часть выполненного, и каждая из этих частей требует особого подхода.

Возникновение замыслов у детей проходит успешно, если создана  установка на новую деятельность. Дети должны быть введены в воображаемую ситуацию. Важно учитывать потребность детей в творческой активности, помочь им осознать ближайшую задачу их новой деятельности.

Наибольшую трудность  представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и удовлетворяет внутреннюю потребность самовыражения в творчестве.

Особое значение для  формирования творчества на этом этапе  приобретает освоение ребенком способов сенсорного обследования материала, которое заключается в освоении детьми формы, цвета, качества материала, движение в танце, звуков, слова интонации.

Для того чтобы ребенок  не принужденно и свободно выражал  себя в творчестве, он должен владеть хотя бы простейшими художественными средствами. Задача взрослого - помочь ему в этом.

Творческие задания  ставить детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать  создавать новые произведения.

Итак, поэтапное формирование позволят обеспечить динамику развития художественно-образного воплощения доступными детям средствами.

Завершающий этап этого  процесса знаменуется появлением новой  продукции. На этом этапе ребенок  начинает интересоваться качеством  продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремиться сделать ее завершенной. Но переживания его будут еще полнее, если он убедится в том, что эта работа интересна не только для него,  но и для окружающих. Вот почему столь важен анализ детской продукции, проводимой взрослым, этот анализ нужен и для формирования художественного вкуса. 

В психологии высказывались такие мысли: как  только детское творчество перестаёт  быть «деятельностью для себя», т. е. игрой, как только оно становится объектом восприятия других, оно сразу же требует и определенной эстетической оценки (Б. Теплов). Каждый из педагогов убеждается в своей практике, что ребенок способен справедливо оценивать качество продукции своих сверстников.

Но формирование творчества не завершается даже на этом этапе. О реальных результатах педагогической работы можно говорить в том случае, если у  ребенка рождается потребность   применить   усвоенное

уже в иных условиях, использовать опыт по собственной инициативе. 

Содержание, характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям. В целом творческие задания можно разграничить на следующие этапы:

  1. Задания, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается установка на новые задачи: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя лишь в отдельных  эпизодах.
  2. Задания, предполагающие целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок начинает понимать, что можно найти новые комбинации, видоизменить ранее сделанное, улучшить его. Возникает атмосфера «сотворчества» с взрослым; ребенок получает первое представление о том, что совместными усилиями можно доставить  удовольствие  другим  (рассказом,  рисунком, песней,  драматизацией).

         3. Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, рассказа, лепки (планируют свои действия), выбирают конкретные художественные средства. Задания выявляют потребности и способности каждого ребенка. Он осознает реальную возможность применить свою продукцию в жизни (выставки детских работ, детские концерты и т. д.). Общественное назначение своей продукции становится   для него очевидным.

Определенная  этапность, последовательность формирования творчества  зависит:

от процесса возникновения и становления  этой формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями — самый акт творчества — применение в жизни его продукции);

от путей  становления художественного образа у детей (замысел — поиски  средства  —  воплощение);

от последовательно  меняющихся взаимоотношений взрослого  и детей (показ процесса творчества — частичное соучастие в нем — самостоятельная композиция детей).

 

1.2 Условия развития детского творчества.

Лепка имеет большое  значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она  способствует развитию зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребенком даже самых простых скульптур —  творческий процесс. Так, шарообразный комок глины, пластилина, теста маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов вылепленный столбик — кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки (23;с.21,22).

Информация о работе Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста