Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обучение лепке детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме исследования;
- определить основные пути развития, условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
- дать характеристику нетрадиционных пластических материалов.

Содержание работы

Введение
1.1 Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста.
1.2 Условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
1.4 Характеристика пластических материалов.
Выводы.
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно ребенок  осознает различные свойства материала, из которого он лепит, знакомится с  объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Каждый вид изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

 Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра в лепке ребенка младшего возраста оказывается более активной, более реальной, чем в рисунке. Реальная, осязаемая форма каждого комочка глины, его объемность и податливость, быстрая изменяемость в руках ребенка являются особым стимулом для развертывания игрового процесса.

На занятиях лепкой в раннем периоде наблюдается два типа игры малыша с глиной: внеобразная игра (складывание и раскладывание комочков, шариков, палочек) и игра с образом, возникшим обычно по ассоциации (формы, движения).

У детей 3—4 лет эти  игры разнообразны, они возникают и проходят быстро: «самолеты» летают; «машины», «автомобили» двигаются по столу, при этом дети за них пыхтят, шипят, дудят; «мячики» катаются по столу; «конфетки», «прянички», «булочки», «колбаски» подносятся к губам, дети делают вид, что кушают, отмечая: «сладкая» или «вкусненькая», «горяченький блин» и т. п. Подобные факты можно наблюдать почти у каждого ребенка. Однако ошибочно было бы думать ( 22,с.147-148 ), что преобладающим моментом в лепке малыша является игра. Являясь хорошим материалом для игры, глина в то же время является незаменимым материалом для экспериментирования, наблюдения процесса превращения, для создания разнообразных форм, которые удивляют ребенка, привлекают его, вызывают замысел и быстро стимулируют к намеренному созданию предмета. В лепке процесс создания формы предмета захватывает ребенка, уводит в игру и одновременно от игры в изобразительный процесс.

Кроме того, ребенка увлекает и техника работы с материалом. Для него интересен сам процесс воздействия на материал, который требует немалых мускульных усилий, технической сообразительности, умения расщепить, соединить, установить форму вертикально   («человек»)   и т. п.

Некоторые исследователи  и педагоги склонны думать, что с первого же прикосновения к глине ребенок начинает играть. По существу, это не так. Наши наблюдения говорят о том, что, пока материал не изучен, пока ребенок не овладел элементарными движениями для воздействия на материал, он напряжен, заинтересован и озабочен собственными усилиями; многие дети в это время почти не разговаривают, так как они заняты и поглощены материалом. Обычно игру в лепке малыша мы начинаем наблюдать спустя некоторое время (два-три занятия). В тех же случаях, когда с первого же занятия ребенок весело играет с глиной, оказывается, что или глина для него не новость, или для него характерны излишняя игривость, поверхностность восприятия и действия, неумение заинтересоваться материалом. Далее четко развертывается игра, когда у ребенка появляется разнообразное содержание (по ассоциации, а затем и по замыслу). При этом чем больше ребенок тратит усилий на создание новой для него формы, тем слабее выражена  игра,  и наоборот.

Что касается речи, сопровождающей детскую лепку, то она, пожалуй,

менее активна, чем в  рисунке, так как рисунок не так отвлекает техникой процесса. Богатство мускульно-осязательных действий в лепке, техника работы требуют много внимания и усилий в процессе делания. Поэтому речь обычно проявляется ограниченно: в назывании предметов и как сопровождение игры. Лишь у особо болтливых детей речь ярко выявлена и в лепке, но процесс лепки от этого явно страдает.

Занятия лепкой для самых младших дошкольников являются первой ступенькой, которая  поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный(6;с.290, 291). Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю первой младшей группы решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково. Если дети, которые могут подойти к осознанию изобразительных свойств глины только в конце 1 года обучения и даже в начале 2-го.

Тематика  лепки двухлетних детей очень  простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье, колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом). Переход от доизобразительного периода к изобразительному - это революционный скачок в развитии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышление, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей возможности лепить, взрослые задерживают их развитие.

Во второй младшей группе задачи усложняются. Дети должны освоить основные формообразующие  движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить столбик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчика, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нужна для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай наливают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.

В средней  группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они  должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать. Активно включаются в работу пальцы; такие детали, как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц -растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображением мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участвует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, заглаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, камешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание вылепить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гранулами полиэтилена или мелкими камешками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пластилина буквы.

В средней  группе педагог должен научить детей  вычленять форму предмета с помощью  обследующего жеста, формировать способы  обследования, сравнивать предметы между  собой, определяя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые условия.

В изобразительной  деятельности дошкольников старшего возраста творчество играет все более важную роль. Поэтому главной задачей является формирование творческого склада ума. развитие воображения, эмоциональной впечатлительности у старших дошкольников, т.е. развитие их личности через изодеятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности.

В старшей  и подготовительной к школе группе воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным способом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке (6;с.297,298). Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение.

В старшем  дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка может быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют давать эстетическую оценку лепным изображениям.

 

У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с  ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы  изображения. Кроме того, ребенок  постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомство детей со скульптурой(23;с.19,20) может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней — это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

Какие же выразительные средства познает  ребенок в процессе восприятия скульптуры и какие из них он может использовать в лепке?

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движением руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок-дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую — путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие  возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книги по скульптуре.

Знакомство детей с  малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурок, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

Скульптуру монументальную или  парковую, которая находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, продумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.

Большую работу по знакомству детей со скульптурой  могут провести и родители. Они  могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и  сделать крупные фотографии или цветные слайды. Изображение должно производиться с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т. е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Если же знакомство со скульптурой начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как объемный предмет, а как простую плоскостную картинку. Фотографии скульптуры с разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к другу изображения.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?

В первой младшей  группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во  второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей  группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. 

 

1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.

 

Развитие творчества у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач в программе воспитания и обучения детей в детском саду.

Что бы определить современное  состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов мы проанализировали следующие современные образовательные программы  для дошкольных учреждений РФ:

- программа « Радуга » - авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего образования Российской Федерации. Под руководством Т. Н. Дороновой, кандидата педагогических наук;

- программа « Развитие » - авторский коллектив – сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, в лаборатории способностей и творчества – начинал исследование и создание программы под руководством Л. А. Венгера, доктора психологических наук. Продолжалась работа под руководством О. М. Дьяченко, члена – корреспондента РАО;

- программа « Детство » - авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Началась работа под руководством В.И. Логиновой, доктора педагогических наук, профессора. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, кандидат педагогических наук, З. А. Михайлова, кандидат педагогических наук, профессор, Л. М. Гурович, кандидат педагогических наук;

Информация о работе Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста