Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа
Объектом исследования является обучение лепке детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме исследования;
- определить основные пути развития, условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
- дать характеристику нетрадиционных пластических материалов.
Введение
1.1 Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста.
1.2 Условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
1.4 Характеристика пластических материалов.
Выводы.
Библиография
Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.
Глина. Это
самый доступный природный
Пластилин. Это искусственно созданный пластический материал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонным и цветным. Однотонный пластилин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цветной - реальный цвет изображаемого предмета и сделать вещь более выразительной. Пластилин можно смешивать и получать новые цвета и оттенки.
Тесто. Если есть мука, непригодная для еды, ее можно использовать для приготовления теста для лепки. Это мягкий, приятный для рук пластичный материал, все шероховатости лепки сглаживаются сами при высыхании фигурки, и она приобретает какую-то особую нежность. У этого материала прекрасная лепкость, поэтому он удобен в работе с младшими дошкольниками. Розовые свинки, птички, мышки, зеленые лягушки, тритончики, крокодильчики, желтые колобки, оранжевые морковки - все это доступно малышам для лепки. Тесто - единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» и выравнивает форму вылепленной вещи.
Можно приготовить тесто любых цветов и оттенков.
Высохшую фигурку можно раскрасить гуашевыми красками.
Песок. Мокрый песок - любимый материал для лепки у детей любого возраста. Он позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно лепить дворцы, машины, корабли, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками и пр.
Снег. Зимой в теплую погоду для лепки можно использовать свежевыпавшый снег. Это материал очень лепкий и позволяет лепить крупные, выразительные фигуры с мелкими деталями -слонов, зайчиков, Снегурочек. Фигуры могут изображать Снежную Королеву, Кота в сапогах, Рыбу-кита и все дымковские игрушки. Для раскраски подойдут засохшие гуашевые краски, чернила, старые фломастеры, а для инкрустации - камешки, палочки, пуговицы, косточки от ягод и фруктов. Во время лепки из снега у детей рождаются фантастические образы и нет никаких препятствий для их воплощения - материал под руками и много места. Здесь не требуется соблюдать чистоту, можно работать коллективно и индивидуально, никто не регламентирует фантазию. Для детей важен этот простор для творческого воображения и игровых ситуаций.
Репьи. Головки репейника круглые, за все цепляющиеся шарики, - прекрасный материал для лепки в летнее время. Использовать репьи нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Репьи идут для лепки фигур большого размера - медвежат, слонов, белок, зайчиков, которые имеют выразительный, узнаваемый силуэт. Изготовленные из репьев игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года. Лепкой из репьев можно заниматься на прогулке и на занятии в групповой комнате.
Бумажная масса. Когда ничего под руками нет, дети могут лепить из размоченной газетной бумаги, в которую добавляют немного клейстера. Лепить можно овощи, фрукты, животных и другие несложные вещи. Высохшие игрушки нужно раскрасить гуашью, а потом покрыть их лаком, клеем или парафином. Бумажную массу можно использовать в качестве каркаса для лепки из пластилина в целях его экономии.
Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе.
Вспомогательные материалы. К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой материал.
Выводы.
Изучение педагогической методической литературы показало, что
каждый
вид изобразительной
В нашей курсовой работе мы выделили основные методы и приёмы обучения лепке. Определили основные пути развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке. В качестве нетрадиционных пластических материалов мы выделили: солёное тесто, песок, снег, бумажную массу, репьи, воск, гипс, пластик, бумагу и фольгу, дали характеристику пластическим материалам.
Мы выяснили, что существует много материала для использования в лепке. Использование нетрадиционных лепных материалов на занятиях с детьми вызывают огромный интерес к процессу лепки, а новые свойства и качества материалов разнообразят занятия лепкой.
Библиография:
1.Антонова М. – Лепим, клеим, вырезаем. М., 2007
2.Богуславская И. – Русская глиняная игрушка. Л., 1975
3.Ветлугина Н.А. – Художественное творчество в детском саду. М., 1974
4.Выготский Л.С.- Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
5.Выготский Л.С. – Психология искусства. М., 1968
6.Григорьева Г.Г. – Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.,1999
7.Кард В., Петров С. – Учимся лепить из пластилина. М.,2007
8.Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1990
9.Кожевников Р.Ф. – Памятники и монументы Москвы. М.,1976
10.Лыкова И.А. – Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М.,2007
11.Лыкова И.А. – Воспитатель ДОУ №1. М., 2008
12.Лыкова И.А. – Воспитатель ДОУ №6. М., 2007
13.Маслова Н. В. – Лепим из солёного теста подарки, сувениры, украшения.
М., 2008
14.Митрохович И. – Воспитатель ДОУ №1. 2008
15.Мейстер Н. Г. – Лепим из бумаги.Яр.,2007
16.Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В., - Декоративное искусство – детям. М.,1976
17.Романовская А..Л. – Поделки из солёного теста. Х.,2007
18.Сакулина Н.П. – Рисование и лепка в детском саду. М., 1950
19.Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. – Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1979
20.Флёрина Е.А. – Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956
21.Флёрина Е.А. – Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
22.Халезова Н. Б. – Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984
23.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Партюхина Г.В. – Лепка в детском саду. М., 1986
24.Художественное творчество и ребёнок \ Под ред. Н. А.Ветлугиной. М., 1972
25.Художественное творчество в детском саду \ Под ред.Н. А. Ветлугиной.
М., 1974
26.Эстетическое воспитание в детском саду \ Под ред. Ветлугиной Н.А.. М., 1985
27.Черток А. К. Повесть о глине. М., 1968
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
на тему «Теория исследования проблемы развития творчества в процессе использования нетрадиционных пластических материалов»
студентки 3 курса
заочного отделения
Шабарьковой К.А.
научный руководитель
Тихонова О.Г.
Информация о работе Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста