Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обучение лепке детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме исследования;
- определить основные пути развития, условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
- дать характеристику нетрадиционных пластических материалов.

Содержание работы

Введение
1.1 Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста.
1.2 Условия развития творчества в процессе обучения дошкольников лепке.
1.3 Современное состояние проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных пластических материалов.
1.4 Характеристика пластических материалов.
Выводы.
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

- « Программа » - под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, - авторский состав – А. В. Антонова, доктор педагогических наук, Н.А. Арапова-Пискарёва, Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, О.В.Дыбин, доктор педагогических наук, М.Б. Зацепина, кандидат педагогических наук, Т.С. Комарова, доктор педагогических наук, В. Я. Лысова, кандидат педагогических тнаук,  Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук, Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук, С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

 

В программе « Радуга »авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой - необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст.      Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:    

 

-создать ребенку возможность  радостно и содержательно прожить эти годы;

- обеспечить охрану  и укрепление его здоровья (как  физического, так и психического);

-способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

-формировать активное  и бережно уважительное отношение  к окружающему миру;

-приобщать к основным  сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно добиться у них в период 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением того принципиального изменения в деятельности ребенка, которое начинается в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполагапию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что хочет получить по их окончании, иными слова -ми, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Авторы программы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие долгодействующие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др. Они позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно, что войдет в золотой фонд зрелой человеческой личности. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка. Воспитание должно строиться на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям маленького человека.

Авторы программы назвали  ее «Радуга», образно сравнивая с 
настоящей радугой - семь важнейших видов деятельности детей и 
занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие 
ребенка: 

-физическая культура  – красный цвет; 

-игра – оранжевый  цвет; 

-изобразительная деятельность  и ручной труд (на основе зна-       
комства с народным декоративно-прикладным искусством) – жёлтый цвет; 

-конструирование –  зелёный цвет; 

- занятие музыкальным  и пластическим искусством –  голубой цвет;

-занятия по развитию  речи и ознакомлению с окружающим, миром – синий цвет;

-математика – фиолетовый  цвет.

Каждый вид занятий  поэтично сравнивается с каким-то одним  цветом радуги, раскрывается его своеобразие и целесообразность полноценного использования в работе с детьми.

Жёлтым цветом радуги обозначена изобразительная деятельность. На занятиях обучения лепке перед воспитателем стоят следующие задачи:

1.Предоставлять детям  возможность лепить то, что им  хочется.

2.Побуждать детей совершенствовать  свою лепку, помогать им овладевать для этого необходимыми умениями и навыками.

3.Упражнять детей в  основных формообразующих движениях и способах и приёмах лепки.

Авторы предлагают использовать белую и красную глину, пластилин, специальную мастику.

В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации, тем самым предоставляется право для самостоятельного поиска наиболее эффективных и гуманных средств для её реализации, возникают возможности для творчества.

 

В основу программы «Детство» положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности его к школьному обучению. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии - интеграция познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности (предметной, трудовой, изобразительной, речевой, театральной, экспериментирования). Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Содержание  программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Конкретизация содержания осуществляется по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

  • характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
  • особенности сферы деятельности (общения, воспитания);
  • общие задачи воспитания;
  • представления (ориентации);
  • практические умения;
  • уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
  • методические советы;
  • рекомендованная литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
  • рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
  • заключение.

Раздел « Ребёнок  в мире изобразительного искусства  и музыки » раскрывает задачи  приобщения дошкольников к искусству. Осуществляется это через воспитание произведений изобразительного и музыкального искусства, знакомство с различными средствами выразительности. При обучении дошкольников лепке рекомендуется ознакомить их с произведениями искусства: глиняными игрушками, игрушками из дерева, из соломы, скульптурами малых форм, изображающими животных..Рекомендуется использовать  пластилин и глину.

 

В основу программы  «Развитие», как указывают авторы, взяты два теоретических положения.

Первое - это  теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Согласно этой теории основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе - это  концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В соответствии с данными теоретическими положениями основными целями программы стали развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Кардинально меняются способы дошкольного обучения - перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач.

Основной  акцент в работе по программе направлен  не на то, КАКОЙ фактический материал дается детям, а на то, КАК он дается.

Как уже отмечалось, программа направлена на развитие у  детей умственных и художественных способностей. Поэтому при разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы. В данном обзоре представлены основные направления работы в каждой возрастной группе.

Развитие  художественно творческих навыков  является тоже главной задачей.

Авторы ставят перед воспитателем следующие задачи:

- Освоение  основных композиционных отношений  изображаемых объктов;

- освоение действия моделирования структуры объктов;

- развитие  действия детализации;

- развитие действия символизации.

В программе предлагают использовать пластилин на занятиях обучения дошкольников лепке.

 

«Программа» Васильевой строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его  восшпательная ценность, высокий  художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели  программы  — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются  в процессе разнообразных видов  детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического  и психического развития детей: ранний

возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Эта программа предлагает использовать на занятиях обучения лепкой пластилин, глину, пластическую массу, но отдает предпочтение глине.

Перед воспитателем стоят  задачи:

- вызывать у детей  интерес к лепке;

- знакомить с пластическими  материалами;

- учить детей аккуратно  пользоваться материалами;

- закреплять приёмы  лепки.

 

 Проанализировав выше  стоящие программы, мы можем  отметить, что авторы этих программ  отдают предпочтение традиционным  лепным материалам  в обучении дошкольников лепке. В основном предлагается пластилин и глина. Мы же хотим предложить использовать и нетрадиционные материалы для лепки на занятиях с детьми в детском саду. Авторы многих книг и статей (М.Антонова, И.А. Лыкова, Н.В. Маслова, А.Л. Романовская и др.) предлагают использовать солёное тесто, можно использовать песок, снег, репьи, бумажную массу, воск, гипс, пластик, а также бумагу и фольгу.

Материала много для  использования в лепке. Использование нетрадиционных лепных материалов на занятиях с детьми  вызывают огромный интерес к процессу лепки,  а новые свойства и качества материалов разнообразят занятия лепкой.

 

 

 

               1.4 Характеристика пластических материалов                  

Информация о работе Особенности формирования творчества у детей дошкольного возраста