Курсовая работа:
«Особенности гендерных
различий в самооценке старших школьников»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6
1.1. Определение основных
понятий исследуемой темы……………………………6
1.2. Особенности самооценки
старших дошкольников…………………………….11
1.3. Теоретические основания
гендерных различий в самооценке старших
школьников...………………………………………………………………………….17
1.4. Влияние взаимоотношений
с родителями, учителями на гендерные
различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23
1.5 Влияние взаимоотношений
со сверстниками на формирование гендерных
различий в самооценке старших школьников……………………………………....27
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31
2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31
2.2. Результаты исследования
гендерных особенностей самооценки
у старших школьников………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..………54
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема
исследований человеком образа себя имеет
большое значение для психологической
науки.
Понимание закономерностей
и особенностей развития самооценки
становится важным
фактором развития индивидуальности,
личности в разных возрастных этапах.
Проблема образа себя в старшем
подростковом возрасте посвящено множество
научных трудов. Поскольку считается,
что подростковый возраст – это самый
трудный из всех детских возрастов, который
является периодом становления личности.
Самооценка в центре внимания таких отечественных
и зарубежных психологов, как Т. Н. Алексеева,
Е. С. Басина, Л. В. Бороздина, Р. Берне, И.
С. Кон, В. В. Столини и других.
Гендерные различия в центре
внимания таких отечественных и зарубежных
психологов, как Т. В. Бендас, Ш. Бурн, С.
Е. Кросс, Л. Мэдсон, О. И. Мотков и многие
другие.
Особенно болезненные вопросы
возникают именно в старшем подростковом
возрасте, который большинство отечественных
и зарубежных ученых, считают кризисными,
критическими, поскольку именно в этот
период происходят достаточно существенные
качественные сдвиги в развитии личности.
Эти качественные сдвиги происходят очень
интенсивно, сопровождаясь значительными
субъективными трудностями в жизни подростка.
А именно меняется взгляд ребенка на себя,
на субъективную, динамическую позицию
изнутри. Подросток перестраивает все
отношения с окружающим миром и самоопределяется
в жизни. В подростковом возрасте дети
встают на последнюю ступень формирования,
помогают им в этом родители, сверстники
и окружающая действительность. Процесс
формирования своего «Я» порождает потребность
в самовыражении, в апробации своих жизненных
сил и возможностей. Сначала эта проблема
имеет невыразительные формы, неясные
цели, приобретая пазом с жизненным опытом
черт большей определенности, форсированности
«Я -концепции» личности.
Несмотря на значительное внимание
в исследовании данной темы в практике
дошкольного психолога средней школы
возникают затруднения связанные, во–первых,
с тем, что большая часть учителей воспитывающих
девочек и мальчиков являются женщинами.
Во – вторых, практика отечественной школы
характеризуется их совместным обучением.
В результате этого возникают
проблемы у учителей и учащихся, связанные
с развитием старшего школьника, которое
основано, на единых нормах и правилах
без учёта гендерных различий в формировании
адекватной самооценки. Игнорирование
гендерных различий в самооценке старших
школьников характеризуется их совместным
обучением.
В результате этого возникают
проблемы у учителей и учащихся, связанные
с развитием старшего дошкольника, которые
основано, на единых нормах и правилах
без учёта гендерных различий в формировании
адекватной самооценки. Игнорирование
гендерных различий в самооценке старших
школьников и порождает эту проблему.
Можем сделать вывод, что сказанное
выше дает нам возможность считать тему
исследования курсовой работы актуальной.
Объектом исследования: становление самооценки старших школьников
(15 -16 лет).
Предмет исследования является гендерные различия
в самооценке старших школьников
Цель: выявить особенности гендерные
различий в самооценке старших школьников.
Задачи:
- Определить основные проблемы
исследуемой темы.
- Выявить основные особенности самооценки старших дошкольников.
- Выявить и проанализировать
теоретические основания гендерных различий
в самооценке старших школьников
- Исследовать влияние с родителей, учителей на гендерные различия в самооценке старших школьников
- Провести экспериментальную
работу по изучению самооценки подростков
и выявить гендерные различия в самооценке старших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, метод наблюдение, беседы,
тестирования, анкетирование, методики
выявления уровня самооценки: опросник
Г.Н. Казанцевой и психологический тест
«Самооценка личности потенциала» разработанный О. И.
Мотковым, качественный и количественный
анализ полученных данных.
3. Исследовать влияние с родителей,
учителей на гендерные различия в самооценке
старших школьников
База исследования: опытно – экспериментальная
работа проводилась в МБОУ « Чкаловской
общеобразовательной школе им. И.Т Неровича»Для
проведения исследования было привлечено
12 учащихся 10 классов в возрасте 15 – 16
лет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из
введения, основной части, заключения,
списка использованной литературы. Основная
часть состоит из двух разделов.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Определение основных
понятий исследуемой темы
Нам были определены основные
понятия исследуемой темы, а именно: самооценка,
подростковый возраст и гендерные различия.
Далее мы дадим характеристику каждому
понятию.
В начале 20-го века ученые активно
начали исследовать проблему самооценки
в подростковом возрасте.
Психологи и педагоги дают разную
характеристику понятию «самооценка»,
а именно рассматривают данное понятие
как совокупность некоторых когнитивных
схем, направленных на себя. Но, одни ученые
отождествляют ее с понятием самосознания,
другие смотрят на понятие «самооценка»,
в первую очередь, как детерминанту поведения.
Например, по теории бихевиоризма
«самооценка» – это способ поведения.
Существуют следующие определения
понятия «самооценки»:
Таблица 1
Определение понятия
«Я - концепция»
Понятие |
Автор определения
понятия |
Определение |
Самооценка |
В.А. Лабунская |
совокупность всех представлений
человека о различных сторонах своей личности
и организма [27, с.103]. |
Самооценка |
Бернс Р. |
это совокупность всех представителей
индивида о себе, сопряженная с их оценкой[2,
с.30]. |
Самооценка |
Майерс Д. |
это убеждения, с помощью которых
человек определяет себя (дает ответы
на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции
– Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью
которых человек организует свои миры.
Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем
социальную информацию, как мы воспринимаем,
запоминаем, оцениваем окружающих и самих
себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие
нас в данный момент времени, возможные
Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы
бы хотели стать, и социальное Я. |
Самооценка |
Шибутани Т. |
набор определенных перцептивных
Я-образов, определяющих поведение[28, с.23]. |
Самооценка |
Шибутани Т. |
комплекс форм поведения, система
организованных действий человека по
отношению к самому себе[28, с.51]. |
Самооценка |
Мид Д. |
как субъективное переживание
коллективной точки зрения[28, с.21]. |
В психологическом словаре понятие «Я
концепция» - это относительно устойчивая,
в большей или меньшей степени осознанная,
переживаемая как неповторимая система
представлений индивида о самом себе,
на основе которой он строит свое взаимодействие
с другими людьми, и относиться к себе.
Я - концепция - это целостный, хотя и не
лишенный некоторых внутренних противоречий,
образ собственного Я, выступающий как
установка к самому себе и включающий
компоненты: когнитивный образ – образ
своих качеств, способностей, внешности,
социальной значимости и пр. (самосознание);
эмоциональный образ – самоуважение,
самоуничижение и др.; оценочно-волевой
– стремление завоевать уважение, повысить
самооценку [23, с.57].
Следует отметить, что образ
себя исследовало много отечественных
и зарубежных ученых, к последним можно
отнести: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон
Э. и Роджерс К. Выше указанные ученые являются
представителями различных психологических
школ.
Уильям Джемс первый психолог,
который затронул проблематику Я-концепции.
Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал
как двойственное образование, в котором
соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект
(Me). Это - две стороны одной целостности,
всегда существующие одновременно. Одна
из них представляет собой чистый опыт
(Я-сознающее), а другая – содержание этого
опыта (Я-как-объект). Он рассматривает
человека, с одной стороны, как обладающего
сознанием, а с другой - осознает самого
себя как один из элементов действительности,
- значит сложно объяснить очевидную вещь.
Поэтому личностное Я - это всегда одновременно
и Я-сознающее, и Я-как-объект.
Невозможно представить себе
сознание, лишенное содержания, как и содержание
психических процессов, существующее
в отрыве от сознания. Всякий опыт психической
жизни человека связан с переживанием
какого-то содержания. Джемс использовал
зафиксированные в языке структуры для
того, чтобы различить познаваемое и познающего
как разные аспекты единого интегрального
Я, то есть самой личности. Таким образом,
то, что предложено Джемсом, является обоснованной
(но все же гипотетической) моделью структуры
личностного Я.
Джемса считал, Я-как-объект
- это все то, что человек может назвать
своим. В этой области Джемс выделяет четыре
составляющие и располагает их в порядке
значимости: духовное Я, материальное
Я, социальное Я и физическое Я.
Дадим краткую характеристику
подростковому возрасту.
Подростковый возраст или отрочество
– это период жизни человека от детства
до юности (от 11-12 лет до 14-16 лет). Все стороны
развития подвергаются качественной перестройке,
возникают и формируются новые психологические
образования. Старший школьный возраст
имеет примерные границы от 14 до 17 лет.
Подростковый возраст традиционно
считается самым трудным в воспитательном
отношении. Дубровина И.В. связывает трудности
этого возраста с половым созреванием
как причиной различных психофизиологических
и психических отклонений [9, с.93].
В ходе бурного роста и физиологической
перестройки организма у подростков может
возникнуть чувство тревоги, повышенная
возбудимость, сниженная самооценка. В
качестве общих особенностей этого возраста
отмечаются изменчивость настроений,
эмоциональная неустойчивость, неожиданные
переходы от веселья к унынию и пессимизму.
Придирчивое отношение к родным сочетается
с острым недовольством собой [10, с.10].
Центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте
становится формирование у подростка
своеобразного чувства взрослости, как
субъективного переживания отношения
к самому себе как к взрослому. Физическое
возмужание дает подростку ощущение взрослости,
но социальный статус его в школе и семье
не меняется. И тогда начинается борьба
за признание своих прав, самостоятельности,
что непременно приводит к конфликту между
взрослыми и подростками.
Существует много параметров,
отличающих одного человека от другого,
но одним из значимых факторов являются
гендерные различия. Большинство людей
считают, что гендерные различия в поведении
и социальных ролях вызваны биологическими
отличиями между полами[3, с.9].
В английском языке слово "gender"
обозначает грамматический род, который
с полом не имеет ничего общего. Вопреки
распространенному представлению, слово
«гендер» заимствовали из грамматики
и ввели в науки о поведении не американские
феминистки, а в 1955 г. выдающийся сексолог
Джон Мани. Он считается первым, кто ввел
понятие гендера, гендерной идентичности,
гендерной роли для описания внутреннего
состояния личности с точки зрения ощущения
себя мужчиной или женщиной. Объединив
уже имеющиеся скудные данные с результатами
собственных клинических исследований,
Мани и его коллеги начали разрабатывать
модель процесса формирования принадлежности
человека к мужскому или женскому полу
или приобретения качеств, типичных для
обоих полов.
Таким образом, термин «гендер»
был включен в научный контекст, прежде
всего, для того, чтобы подчеркнуть не
природную, а социокультурную причину
межполовых различий.
Один из самых авторитетных
социологов современности англичанин
Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия
между мужчиной и женщиной, а социально
формируемые особенности мужественности
и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, засматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин [26, с.31].