Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки.
Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки
становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6
1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6
1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11
1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17
1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23
1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31
2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………

Файлы: 1 файл

kursovaya_pedogogicheskaya_psikhologia_Avtosokhrane.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

Результаты:

- от –10 до –4 – низкий  уровень самооценки;

- от –3 до +3 – средний  уровень самооценки;

- +4 до +10 – высокий уровень  самооценки.

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения.

Нужно записать номер положения и против него один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «не знаю», выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь».

Опросник представлен в приложении 1.

2. Методика «самооценка личности» О.И. Моткова.

Использована с целью изучения общего уровня самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность [19, с.158].

Испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности»). 24 качества личности группируются в следующие факторы: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.

Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки по более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности. Здесь не требуется от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

Методику легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти качества примерно едины по уровню обобщенности по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

Псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.

Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной иерархии личности.

Опросник представлен в приложении 2.

3. Анкета необходима для выявления отношения старших школьников к вопросу самооценки. Позволяет выяснить на сколько мальчики и девочки задумываются над своей самооценкой и на сколько их волнует данный вопрос.

Вопросы анкеты представлены в приложении 3.

 

2.2. Результаты  исследования гендерных особенностей  самооценки в старшем школьном возрасте  

Результаты полученных данных исследования самоценки старших школьников с помощью опросника Г. Н. Казанцевой представлены в таблице:

Таблица 3

Сводная таблица данных по методике самооценки личности по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты среднего значения у девочек

 

ФИ

Девочки

Уровень

1

Горденко Д

+4

Высокий уровень

2

Ковняник А

+2

Средний уровень

3

Клецова В

+8

Высокий уровень

4

Кузьменко И

-3

Средний уровень

5

Звейко А

+3

Средний уровень

6

Шевченко А

-4

Низкий уровень

Среднее  значение

+1,7

Средний уровень


 

Результаты тестирования на выявление уровня самооценки у старших школьников показали:

- высокий уровень - 2 ученицы (это 50% % ) из 6.

- средний уровень - 3 ученицы (это 40%) из 6.

- низкий уровень - 1 ученица (это 10% ) из 6.

С таблицы 3 мы видим, что у девочек среднее значения +1,7 – это средний уровень самооценки. Средний (адекватный) уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Таблица 4.

Сводная таблица данных по методике самооценки личности по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты среднего значения у мальчиков

ФИ

Мальчики

 

1

Акимов Д

3

Средний уровень

2

Авромишин Дм

-2

Средний уровень

3

Котов Н

8

Высокий уровень

4

Молоков В

-3

Средний уровень

5

Талгиров Р

3

Средний уровень

6

Гудков Н

-4

Низкий уровень

Среднее  значение

+0.8

Средний уровень


 

Результаты тестирования на выявление уровня самооценки у старших школьников показали:

- высокий уровень - 1 ученика (это 40% % ) из 6.

- средний уровень - 4 учеников (это 50%) из 6.

- низкий уровень - 1 ученик (это 10% ) из 6.

С таблицы 4 мы видим, что у мальчиков среднее значения +0.8 – это средний уровень самооценки. Средний (адекватный) уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Сравним среднее значение самооценки у мальчиков и девочек.

Рисунок 1. Сравнение средних значений у девочек и мальчиков по результатам методики Г. Н. Казанцевой

С рисунка 1, мы видим, что уровень самооценки у мальчиков ниже, чем у девочек. Но все же оба показателя находятся в одном интервале от –3 до +3, что говорит о среднем уровне самооценки обеих групп, но у девочек – уровень самооценки выше (стремится к высокой самооценке), чем у мальчиков.

Так же следует сделать выводы и по результатам исследования по методике «самооценка личности» О.И. Моткова.

По полученным результатам, приведенным в таблице 5.

 

Таблица 5.

Результаты исследования самооценки у девочек по методике «самооценка личности» О.И. Моткова.

№ п/п

Ф И

Нравственность

Воля

Самостоятельность

Креативность

Гармоничность

Экстраверсия

Общая сам-а позитив. асп. лич.

1

Горденко Д

2, 75 низ.

2, 75 низ.

3, 25 ср.

3,5 ср

2, 75 низ.

3 ср.

3 ср.

2

Кавняник А

3, 75 выс.

3 ср.

3, 75 выс.

3. ср.

3, 5 ср.

4 выс

3,25 ср.

3

Клецова В

4, 25. выс.

3, 75 выс.

4, 5 выс.

4 выс.

3, 5 ср.

4, 5 выс.

4, 21 выс.

4

Кузьменко И

4, 5 выс.

4выс.

4выс.

4, 25 выс.

3, 25 ср.

4 выс.

4, 04 выс.

5

Звейко А

4, 5 выс.

3, 75 выс.

4, 5 выс.

4,2 5 выс.

4, 25 выс.

4, 25 выс.

4,2 5 выс.

6

ШевченкоА

4, 25 выс.

3, 5 ср.

3, 25 ср.

2, 75 низ.

3, 75 ср.

3, 25 ср.

3, 12 ср.

Общая самооценка позитивных аспектов личности

3,6


 

Результаты тестирования общей самооценка позитивных аспектов личности у девочек показали, что:

- высокий уровень - 3 учениц (это 60% % ) из 6.

- средний уровень - 3 ученицы (это 40%) из 6.

С таблицы 3 мы видим, что у девочек среднее значения 3,6 – это средний уровень самооценки. Средний (адекватный) уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Таблица 6.

Результаты исследования самооценки у мальчиков по методике «самооценка личности» О.И. Моткова.

№ п/п

Ф И

Нравственность

Воля

Самостоятельность

Креативность

Гармоничность

Экстраверсия

Общая сам-а позитив. асп. лич.

1

Акимов Д

4, 25 выс.

3, 5 ср.

3, 25 ср.

2, 75 низ.

3, 75 ср.

3, 25 ср.

3, 12 ср.

2

Авромишин Дм.

4, 25 выс.

4, 5 выс.

4, 25 выс.

3, 75 выс.

4, 25 выс.

3, 75 выс.

4, 12 выс.

3

Котов Н

3 ср.

2, 75 низ.

3, 5 ср.

3, 5 ср.

3 ср.

4, 25 выс.

3 ср.

4

Молоков В

4, 25 выс.

4 выс.

4, 25 выс.

3, 5 ср.

3, 75 выс.

4, 25 выс.

3, 96 выс.

5

Талгиров Р

3, 25 ср.

3, 5 ср.

3 ср.

2 низ

2, 75 низ.

3, 5 ср.

2, 87 низ.

6

Гудков Н

2, 5 низ.

2 низ.

3, 25 ср.

1,5 низ.

2 низ.

2,5 низ.

2,20 низ.

Общая самооценка позитивных аспектов личности

3,2


 

Результаты тестирования общей самооценка позитивных аспектов личности у мальчиков показали, что:

Информация о работе Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников