Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:18, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки. Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6 1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6 1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11 1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17 1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23 1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31 2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31 2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………
С таблицы 6 мы видим, что у мальчиков
среднее значения 3,2 – это средний уровень
самооценки. Средний (адекватный) уровень
самооценки выражает степень реальных
и идеальных, или желаемых, представлений
о себе. Адекватную положительную самооценку
можно приравнять к позитивному отношению
к себе, к самоуважению, принятию себя,
ощущению собственной полноценности.
Сравним среднее значение общей
самооценка позитивних аспектов личности
у мальчиков и девочек.
Рисунок 2. Сравнение средних
значений общей самооценка позитивных
аспектов личности у мальчиков и девочек
по результатам методики Г. Н. Казанцевой
С рисунка 2, мы видим, что уровень
самооценки у мальчиков ниже, чем у девочек.
Но все же оба показателя находятся на
среднем уровне самооценки обеих групп,
но у девочек – уровень самооценки выше
(стремится к высокой самооценке), чем
у мальчиков.
Перейдём к количественному
и качественному анализу анкеты «Самооценка»
(вопросы анкеты в приложении 4).
Вопрос 1.
Задумывались над своей самооценкой
(%)
Исследуемые
Да
Нет
Девочки
80
20
Мальчики
70
30
Общий
75
25
Большинство старших школьников
задумывались над своей самооценкой -
75%. Не задумывались 25% подростков. Девочек
больше волнует этот вопрос – 80%. Среди
мальчиков этот показатель ниже на 10% и
составляет 70%. Не задумывались над самооценкой
30% мальчиков и 20% девочек.
В каких ситуациях старшие школьники
задумываются над своей самооценкой?
Старшие школьники:
В учебной деятельности.
В общественной деятельности.
В общении со сверстниками.
В конфликтных ситуациях.
Оценивая свою внешность.
Рассмотрим гендерные различия.
Девочки:
В ответственных ситуациях.
При знакомстве с новыми людьми.
Когда важно мнение окружающих.
Когда меняются отношения с
окружающими.
Когда хвалят или ругают.
Когда указывают на завышенную
самооценку.
При встрече с людьми с заниженной
самооценкой.
В состоянии одиночества.
Мальчики:
В спорте.
В общении с родителями.
При решении проблем.
Когда в чем-либо обвиняют.
Когда что-то не получается.
Когда плохо.
Вопрос 2.
Какую самооценку лучше иметь?
(%)
Исследуемые
Завышенную
Адекватную
Заниженную
Мальчики
-
100
-
Девочки
20
80
-
Общий
20
90
0
Среди старших школьников 90%
считают, что лучше иметь адекватную самооценку.
Только 20% школьников за завышенную самооценку
и 0% за заниженную. При этом следует отметить,
что 20% девочек за завышенную самооценку
и не одного мальчика за заниженную. Среди
девочек 80% за адекватную самооценку,
что ниже на 20% чем у мальчиков. Среди юношей
таких 100%.
Почему? Рассмотрим развернутые
ответы по выбору адекватной самооценки.
Старшие школьники:
Видишь свои достоинства и недостатки.
Не ставишь себя выше или ниже
других.
Рассмотрим гендерные различия.
Мальчики:
Человек видит перспективы
своего развития.
Можно рассчитать свои возможности
для решения проблем.
Девочки:
С таким человек приятно общаться.
Чувствуешь себя уверенно.
Ведешь себя естественно.
Строишь отношения с окружающими
на равных.
Сам себя можешь и похвалить,
и поругать.
Сравнение результатов анкеты
с методикам «самооценка личности» О.И.
Моткова и методике самооценки личности
Г. Н. Казанцевой видим, что за адекватную
самооценку большинство учеников, а в
реальности имеют меньше.
За адекватную самооценку 80%
девочек, а имеют 40%, что ниже на 40%. Юношей
за адекватную самооценку 100%, а имеют 45%
, что меньше на 55% меньше.
Вопрос 3. Влияют успехи или
неудачи в учебной деятельности
на самооценку (%)
Исследуемые
Да
Нет
Мальчики
57
33
Девочки
70
30
Общий
64
14
Успехи или неудачи в учебной
деятельности не влияют на самооценку
64% школьников. В сравнении с мальчиками
среди девочек на 13% больше тех, на которых
влияют успехи или неудачи в учебной
деятельности. Этот показатель у девушек
составляет 70%, а у юношей 57%.
Как влияют успехи или неудачи
на самооценку старшего школьника?
Старшие школьники:
При неудачах самооценка понижается,
так как:
теряется стремление к знаниям,
не хочется учиться;
думают, что неудачники, глупые,
хуже других:
не верят в свои способности.
Рассмотрим гендерные различия.
Девочки:
При успехах самооценка повышается,
так как друзья начинают больше уважать.
При неудачах самооценка понижается,
так как
чувствуют себя плохо;
испытывают чувство стыда;
понимают, что ленивые.
Мальчики:
При успехах самооценка повышается,
так как появляется вера в свои силы.
При неудачах самооценка понижается,
так как
портится настроение;
появляется неуверенность.
Вопрос 4. Если рассматривать
зависимость самооценки от положения
среди сверстников, то 55% учеников отмечают,
что она есть. Другого мнения придерживаются
45%. При этом гендерных различий не наблюдается,
так как разница между юношами и девушками
по данным показателям составляет 1%.
Самооценка зависит от положения
среди сверстников (%)
Исследуемые
Да
Нет
Юноши
56
44
Девушки
55
45
Общий
55
45
Почему самооценка зависит
от положения среди сверстников?
Старшие школьники:
Важно мнение сверстников.
Рассмотрим гендерные различия.
Мальчики:
Важно, чтобы тебя принимали.
Когда тебя уважают, самооценка
повышается. При унижениях самооценка
падает.
Хороший статус среди сверстников
не позволяет самооценке падать.
Девочки:
Важно уметь регулировать свою
самооценку, потому что с человеком с завышенным
самомнением или не любящим себя не
хотят общаться.
Вопрос 5. Самооценка зависит
от внешности у 68% учеников и не зависит
у 33%.
Самооценки зависит от внешности
(%)
Исследуемые
Да
Нет
Юноши
65
35
Девушки
71
31
Общий
68
33
Вопрос 6. Люди с какой внешностью
имеют самооценку выше?
Девушки однозначно считают,
что красивые. Часть юношей поддерживаются
этого мнения. Однако есть и такие, которые
думают, что достаточно быть привлекательным
и не иметь резких черт лица.
Вопрос 7. Кто и что повлияло
на самооценку?
Старшие школьники:
родители;
друзья;
учителя;
окружающие люди.
Рассмотрим гендерные различия.
Мальчики:
достижения в спорте.
Девочки:
успехи и неудачи в учебе;
класс.
ВЫВОДЫ.
Результаты исследования по
методикам «самооценка личности» О.И.Моткова,
опросник Г.Н. Казанцевой и анкета «Самооценка»
показали, что самооценка девочек выше,
чем мальчиков в старшем школьном возрасте.
Большинство старших школьников
задумывались над своей самооценкой. В
отличие от мальчиков девочек больше волнует
этот вопрос. Почти все ученики считают,
что лучше иметь адекватную самооценку.
При этом незначительный процент девушек
за завышенную самооценку, а юношей за
заниженную. Только половина старших школьников
отмечают, что успехи или неудачи в
учебной деятельности влияют на их самооценку.
Это подтверждает данные возрастной психологии
- учебная деятельность не является ведущей
у старших школьников. В сравнении с мальчиками
среди девочек несколько больше процент
тех, на которых влияют успехи или
неудачи в учебной деятельности. В подростковом
возрасте значимы взаимоотношения со
сверстниками. Но по нашим данным только
у половины подростков самооценка зависит
от положения среди сверстников. При этом
гендерных различий не наблюдается.
Самооценка старших школьников
по результатам исследования больше зависит
от внешности.