Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки.
Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки
становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6
1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6
1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11
1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17
1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23
1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31
2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………

Файлы: 1 файл

kursovaya_pedogogicheskaya_psikhologia_Avtosokhrane.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

- высокий уровень - 2 ученика (это 30% % ) из 6.

- средний уровень - 2 ученика (это 40%) из 6.

     - низкий уровень - 2ученика (это 30%) из 6.

С таблицы 6 мы видим, что у мальчиков среднее значения 3,2 – это средний уровень самооценки. Средний (адекватный) уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Сравним среднее значение общей самооценка позитивних аспектов личности у мальчиков и девочек.

Рисунок 2. Сравнение средних значений общей самооценка позитивных аспектов личности у мальчиков и девочек по результатам методики Г. Н. Казанцевой

С рисунка 2, мы видим, что уровень самооценки у мальчиков ниже, чем у девочек. Но все же оба показателя находятся на среднем уровне самооценки обеих групп, но у девочек – уровень самооценки выше (стремится к высокой самооценке), чем у мальчиков.

Перейдём к количественному и качественному анализу анкеты «Самооценка» (вопросы анкеты в приложении 4).

Вопрос 1.

Задумывались над своей самооценкой (%)

 

 

Исследуемые

Да

Нет

Девочки

80

20

Мальчики

70

30

Общий

75

25


 

Большинство старших школьников задумывались над своей самооценкой - 75%. Не задумывались 25% подростков. Девочек больше волнует этот вопрос – 80%. Среди мальчиков этот показатель ниже на 10% и составляет 70%. Не задумывались над самооценкой 30% мальчиков и 20% девочек.

В каких ситуациях старшие школьники задумываются над своей самооценкой?

Старшие школьники:

  1. В учебной деятельности.

  1. В общественной деятельности.

  1. В общении со сверстниками.

  1. В конфликтных ситуациях.

  1. Оценивая свою внешность.

Рассмотрим гендерные различия.

Девочки:

  1. В ответственных ситуациях.

  1. При знакомстве с новыми людьми.

  1. Когда важно мнение окружающих.

  1. Когда меняются отношения с окружающими.

  1. Когда хвалят или ругают.

  1. Когда указывают на завышенную самооценку.

  1. При встрече с людьми с заниженной самооценкой.

  1. В состоянии одиночества.

Мальчики:

  1. В спорте.

  1. В общении с родителями.

  1. При решении проблем.

  1. Когда в чем-либо обвиняют.

  1. Когда что-то не получается.

  1. Когда плохо.

Вопрос 2.

Какую самооценку лучше иметь? (%)

Исследуемые

Завышенную

Адекватную

Заниженную

Мальчики

-

100

-

Девочки

20

80

-

Общий

20

90

0




 

 

Среди старших школьников 90% считают, что лучше иметь адекватную самооценку. Только 20% школьников за завышенную самооценку и 0% за заниженную. При этом следует отметить, что 20% девочек за завышенную самооценку и не одного мальчика за заниженную. Среди девочек 80%  за адекватную самооценку, что ниже на 20% чем у мальчиков. Среди юношей таких 100%.

Почему? Рассмотрим развернутые ответы по выбору адекватной самооценки.

Старшие школьники:

  1. Видишь свои достоинства и недостатки.

  1. Не ставишь себя выше или ниже других.

Рассмотрим гендерные различия.

Мальчики:

  1. Человек видит перспективы своего развития.

  1. Можно рассчитать свои возможности для решения проблем.

Девочки:

  1. С таким человек приятно общаться.

  1. Чувствуешь себя уверенно.

  1. Ведешь себя естественно.

  1. Строишь отношения с окружающими на равных.

  1. Сам себя можешь и похвалить, и  поругать.

Сравнение результатов анкеты с методикам «самооценка личности» О.И. Моткова и методике самооценки личности Г. Н. Казанцевой видим, что за адекватную самооценку большинство учеников, а в реальности имеют меньше.

За адекватную самооценку 80% девочек, а имеют 40%, что ниже на 40%. Юношей за адекватную самооценку 100%, а имеют 45% , что меньше на 55% меньше.

Вопрос 3. Влияют успехи или неудачи в учебной деятельности

на самооценку (%)

 

 

 

 

Исследуемые

Да

Нет

Мальчики

57

33

Девочки

70

30

Общий

64

14


 

Успехи  или неудачи в учебной деятельности не влияют на самооценку 64% школьников. В сравнении с мальчиками среди девочек на 13% больше тех, на которых  влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. Этот показатель у девушек составляет 70%, а у юношей 57%.

Как влияют успехи или неудачи на самооценку старшего школьника?

Старшие школьники:

  1. При неудачах самооценка понижается, так как:

  • теряется стремление к знаниям, не хочется учиться;

  • думают, что неудачники, глупые, хуже других:

  • не верят в свои способности.

Рассмотрим гендерные различия.

Девочки:

  1. При успехах самооценка повышается, так как друзья начинают больше уважать.

  1. При неудачах самооценка понижается, так как

  • чувствуют себя плохо;

  • испытывают чувство стыда;

  • понимают, что ленивые.

Мальчики:

  1. При успехах самооценка повышается, так как появляется вера в свои силы.

  1. При неудачах самооценка понижается, так как

  • портится настроение;

  • появляется неуверенность.

Вопрос 4. Если рассматривать зависимость самооценки от положения среди сверстников,  то 55% учеников отмечают, что она есть. Другого мнения придерживаются  45%. При этом гендерных различий не наблюдается, так как разница между юношами и девушками по данным показателям составляет 1%.

Самооценка зависит от положения среди сверстников (%)

Исследуемые

Да

Нет

Юноши

56

44

Девушки

55

45

Общий

55

45


 

 

Почему самооценка зависит от положения среди сверстников?

Старшие школьники:

  1. Важно мнение сверстников.

Рассмотрим гендерные различия.

Мальчики:

  1. Важно, чтобы тебя принимали.

  1. Когда тебя уважают, самооценка повышается. При унижениях самооценка падает.

  1. Хороший статус среди  сверстников не позволяет самооценке падать.

Девочки:

  1. Важно уметь регулировать свою самооценку, потому что с человеком с завышенным самомнением  или не любящим себя не хотят общаться.

Вопрос 5. Самооценка зависит от внешности у 68% учеников и не зависит у 33%.

Самооценки зависит от внешности (%)

 

Исследуемые

Да

Нет

Юноши

65

35

Девушки

71

31

Общий

68

33


 

 

Вопрос 6.  Люди с какой внешностью имеют самооценку выше?

Девушки однозначно считают, что красивые. Часть юношей поддерживаются этого мнения. Однако есть и такие, которые думают, что достаточно быть привлекательным и не иметь резких черт лица.

Вопрос 7. Кто и  что повлияло на самооценку?

Старшие школьники:

  1. родители;

  1. друзья;

  1. учителя;

  1. окружающие люди.

Рассмотрим гендерные различия. 

Мальчики:

  1. достижения в спорте.

Девочки:

  1. успехи и неудачи в учебе;

  1. класс.

 

ВЫВОДЫ.

Результаты исследования по методикам «самооценка личности» О.И.Моткова, опросник Г.Н. Казанцевой и анкета «Самооценка» показали, что самооценка девочек выше, чем мальчиков в старшем школьном возрасте.

Большинство старших школьников задумывались над своей самооценкой. В отличие от мальчиков девочек больше волнует этот вопрос. Почти все ученики считают, что лучше иметь адекватную самооценку. При этом незначительный процент девушек за завышенную самооценку, а юношей за заниженную. Только половина старших школьников отмечают, что успехи  или неудачи в учебной деятельности влияют на их самооценку. Это подтверждает данные возрастной психологии - учебная деятельность не является ведущей у старших школьников. В сравнении с мальчиками среди девочек несколько больше процент тех, на которых  влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. В подростковом возрасте значимы взаимоотношения со сверстниками. Но по нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдается.

Самооценка старших школьников по результатам исследования больше зависит от внешности.

Информация о работе Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников