Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:23, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки. Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6 1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6 1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11 1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17 1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23 1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31 2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31 2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………
Объяснение многих гендерных
различий следует искать не в гормонах
и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих
нам различные типы поведения, аттитюды
и интересы в соответствии с биологическим
полом. Наборы норм, содержащие обобщенную
информацию о качествах, свойственных
каждому из полов, называются половыми
или гендерными ролями [4, с.90].
Представление о том, что значительная
часть нашего поведения напрямую зависит
от социальных норм и социального контекста,
давно принято наукой. Хотя термин «гендер»
(социальный пол, пол как продукт культуры)
появился сравнительно недавно (в 1975 г.),
тем не менее, в науке и ранее существовали
разработки, идеи, которые мы можем отнести
к этой области психологии.
П. Е. Астафьев выделяет время
как важный фактор психической жизни (быстрота
смены психических актов и событий). По
этому фактору различаются психические
типы мужчин и женщин. Женщин отличает
более быстрый психический темп, мужчин
– замедленный. Эти особенности психического
ритма определяют половые различия, которые
проявляются в следующих показателях [11, с.189].
1.2. Особенности самооценки
старших дошкольников
Говоря о переходном возрасте,
психологи часто используют слово «кризис»,
подчёркивая, что сложности и проблемы,
присущие, этому периоду, закономерны
и встречаются в жизни практически каждого.
Источники кризиса - в сложности триединой
задачи, которая стоит перед тем, кто вступает
в переходный возраст, - задачи перехода
от детства к взрослости, включающей три
аспекта - биологический, социальный, психологический.
Ряд проблем переходного возраста
связан с неравномерностью трёх аспектов
развития в этот период и со сложностью
их взаимодействия. Часто неравномерность
возникает из-за того, что достижение социальной
зрелости в нашем обществе занимает слишком
много времени. Но случается и обратная
ситуация: жизненные обстоятельства складываются
так, что требуют раннего вступления во
взрослую жизнь, тогда как психологически
человек ещё не расстался с детством, то
есть социальный аспект взросления опережает
психологический.
Неравномерность развития в переходном
возрасте ярко проявляется и на индивидуальном
уровне. В одном классе можно встретить
и почти взрослую девушку, и мальчишку
на голову её ниже. Не меньше, и хотя не
так легко заметные различия между сверстниками
существуют и в психологическом и социальном
плане. При этом физически менее развитый
подросток может опережать своих сверстников
в умственном развитии или быть психологически гораздо более зрелым сформировавшимся
как личность. Поэтому в переходном возрасте,
как ни в каком другом велико разнообразие
вариантов развития, а общие закономерности
могут плохо соответствовать, тому, что
происходит с каждым в отдельности [21,
с.131].
Главные психологические изменения
переходного возраста связаны с открытием
собственного внутреннего мира, его богатства
и сложности. Интересы взрослеющего человека
смещаются от событий и явлений вокруг
него к собственному Я, уникальному и неповторимому.
Формирование Я-образа является центральным
психологическим процессом переходного
возраста и одновременно основным его
достижением.
Важным моментом при этом является
становление самооценки по
Д.И. Фельдштейну.
На первой стадии подросткового
периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием
себя сохраняется и ситуативно-отрицательное
отношение ребенка к себе, зависящее от
оценок окружающих, прежде всего сверстников.
В то же время критическое отношение подростка
к себе, переживание недовольства собой
сопровождаются возрастанием потребности
в самоуважении, общем положительном отношении
к себе как личности. У ребёнка такого
возраста складывается отношение к самому
себе, когда самооценка утрачивает зависимость
от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает
стабильный характер. Самооценка в этом
возрасте выражает отношение, в котором
образ самого себя относится к идеальному
Я. На второй стадии этого возраста, в 14—15
лет, возникает «оперативная самооценка»,
определяющая отношение подростка к себе
в настоящее время. Эта самооценка основывается
на сопоставлении подростком своих личностных
особенностей, форм поведения с определенными
нормами, которые выступают для него как
идеальные формы его личности [15, с.203].
Подростка волнует то, что красиво
и некрасиво во внешнем облике окружающих.
В том, что касается его собственного тела,
можно отметить, что степень удовлетворенности
или неудовлетворенности собой у подростка
во многом зависит того, как он выглядит,
и в значительной мере влияет на его самооценку.
Структура самооценки представлена
двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным.
Первый отражает знания человека о себе,
второй — его отношение к себе.
1. Наиболее высокий уровень
характеризуется реалистичной самооценкой:
преимущественной ориентацией подростков
и обосновании самооценки на
знание своих особенностей;
наличием способности к обобщению ситуаций,
в которых реализуются оцениваемые качества;
каузальной атрибуцией за счет внутренних
условий; глубоким и разносторонним содержанием
самооценочных суждений; употреблением
их преимущественно в проблематичных
формах.
реалистичных самооценок: ориентация
подростков при обосновании
самооценок в основном на мнения
окружающих, на анализ конкретных фактов
и ситуаций самооценивания, каузальная
атрибуция за счет внешних условий; наличие
самооценочных суждений сравнительно
узкого содержания; их реализация, как
в проблематичных, так и в категоричных
формах.
3.Низкий уровень отличается
преимущественной неадекватностью
самооценок: обоснованием самооценки
эмоциональными предпочтениями, отсутствием
подтверждения самооценки анализом
реальных фактов, каузальной атрибуцией
за счет субъективно неуправляемых
условий, неглубоким содержанием
самооценочных суждений и употреблением
их преимущественно в категоричных формах
[16, с.81].
Многие исследователи отмечают
постепенное увеличение адекватности
самооценки в подростковом возрасте. Р.
Берне объясняет это тем, что подростки
оценивают себя ниже по тем показателям,
которые представляются им самим важными,
и это снижение указывает на их больший
реализм, в то время как детям свойственно
завышать оценку собственных качеств.
Экспериментальным путем были
изучены психологические аспекты становления
самооценки в подростковом возрасте. В
исследовании приняли участие 75 учащихся
6-х, 8-х, 10-х классов. При этом возраст испытуемых
был подобран с учетом возрастных изменений
в становлении самооценки. Ученики 6-го
класса - дети 12-13 лет, что соответствует
первой стадии подросткового периода,
при этом решены проблемы адаптации к
учебе в среднем звене. 8-ой класс — дети
14-15 лет - вторая стадия подросткового
периода. 10-й класс — 16-тилетние дети. Выбор
этого возраста связан с индивидуальными
особенностями развития детей. В частности
для некоторых детей это еще только завершение
подросткового периода, для других же
вступление в юность [15, с.300].
В частности, в данном исследовании
отмечено резкое повышение самооценки
у учащихся восьмых классов. В целом же
большинство ребят имеет среднюю (54%), либо
высокую (40%) самооценку.
Характер самооценки подростков
определяет формирование тех или иных
качеств личности.
Например, адекватный уровень
самооценки способствует формированию
у подростка уверенности в себе, самокритичности,
настойчивости или излишней самоуверенности,
не критичности. Обнаруживается также
определенная связь характера самооценки
с учебной и общественной активностью.
Подростки с адекватной самооценкой имеют
более высокий уровень успеваемости, у
них нет резких скачков успеваемости и
наблюдается более высокий общественный
и личный статус. Подростки с адекватной
самооценкой имеют большое поле интересов,
активность их направлена на различные
виды деятельности, а не на межличностные
контакты, которые умеренны и целесообразны,
направлены на познание других и себя
в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному
завышению самооценки проявляют достаточную
ограниченность в видах деятельности
и большую направленность на общение,
причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются
крайней самооценкой (либо максимально
положительной, либо максимально отрицательной),
повышенной тревожностью, страхом перед
широкими социальными контактами, эгоцентризмом,
неумением находить выход из трудных ситуаций.
Подростки с низкой самооценкой
подвержены депрессивным тенденциям.
Причем одни исследования выявили, что
такая самооценка предшествует депрессивным
реакциям или является их причиной, а другие
— что депрессивный аффект появляется
сначала, а затем инкорпорируется в низкую
самооценку [30, с.125].
Для самооценки подростков
справедлива и неоднократно доказанная
теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном
отношении значимых других как одной из
основных детерминант уровня самооценки.
Среди четырех источников социальной
поддержки: родители, учителя, одноклассники,
близкие друзья, родительская поддержка
и отношение одноклассников наиболее
полно влияют на самооценку подростка.
На основе современных научных
знаний можно с достаточной уверенностью
утверждать, что связь между успеваемостью
школьников и их представлениями о своих
способностях, носит характер взаимовлияния.
Под влиянием постоянной оценки представления
о себе часто приобретают негативный характер,
самооценка оказывается заниженной и
направленной лишь на успехи в учебной
деятельности.
Но и самооценка в свою очередь
воздействует на уровень учебных успехов
через механизмы ожиданий, притязаний,
мотивации, уверенности в своих силах.
Дети, представления которых о себе не
допускают высоких достижений, обычно
реализуют эти представления и учатся
плохо, И наоборот, дети, обладающие более
высокой самооценкой и позитивными представлениями
о своих учебных способностях, обычно
учатся гораздо лучше.
Результаты многочисленных
исследований подросткового периода,
представленные как отечественной, так
и зарубежной литературой, показывают
заметное снижение влияния родителей
и повышение влияния сверстников как референтной
группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием
подросткового возраста является способность
к рефлексии родительского мнения и последующей
отстройке от него, к выработке собственной
позиции по отношению к родительской оценке.
Смысл этой отстройки состоит в том, что
родительская точка зрения начинает восприниматься
лишь как некоторая возможная точка зрения
на «себя» [22, с.206].
Внимательное отношение родителей
является основным условием формирования
и дальнейшего подкрепления положительной
самооценки подростков. Жесткое, негативное
отношение родителей имеет обратное действие:
такие дети, как правило, сфокусированы
на неудачах, они боятся рисковать, избегают
участия в соревнованиях, кроме того, им
присущи такие черты характера, как агрессивность
и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Социально-психологический
статус понятие, обозначающее положение
человека в системе межличностных отношений
и меру его психологического влияния на
членов группы. Известная тенденция подростков
к группированию и своеобразная, зачастую
жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация,
присущая не только неформальным группам,
но и школьному классу, вызывают необходимость
выявления взаимосвязи самооценки подростка
с его социально-психологическим статусом.
Я. Л. Коломинский установил
ряд интересных закономерностей социальной
перцепции у подростков, таких как:
- тенденция к завышенной
самооценке социометрического статуса
у
низко статусных учащихся и
к заниженной у высоко статусных;
- эгоцентрическая нивелировка
- тенденция приписывать другим
членам группы статус либо
равный своему, либо более низкий;
- ретроспективная оптимизация
- тенденция более благоприятно
оценивать свой статус в прежних
группах.
В исследовании в этой области
не выявлено статистически значимой связи
самооценки с социально-психологическим
статусом. Кроме того, выявили факт того,
что дети с низкой самооценкой также могут
быть лидерами.
В целом отклонение в адекватности
осознания подростком своего положения
в коллективе, как в сторону переоценки,
так и в сторону недооценки может привести
к нежелательным результатам. Например,
если ученик переоценивает свое положение,
то он, как правило, отрицательно относится
к товарищам, проявляя пренебрежение,
недооценка же приводит к возникновению
у подростка неуверенности, отчужденности
[5, с.89].
Таким образом, самооценочные
суждения в подростковом возрасте определяются
совокупностью различных видов оценок
окружающих, результатами деятельности
и направлены на поиск своей значимости
для других и для самого себя.
Существуют способы повышения
самооценки человека в любом возрасте,
поскольку самооценка возникает в результате
научения.
1.3. Теоретические
основания гендерных различий в самооценке
старших школьников
Важнейшей особенностью подростков
является постепенный переход от копирования
оценок взрослых к самооценке, все большая
опора на внутренние критерии. С помощью
особой деятельности (самопознания) у
подростка и формируются критерии самооценки.
Основной формой самопознания подростка
является сравнения себя с другими людьми
- взрослыми, сверстниками. Окружающие
часто отвергают подростков с низкой самооценкой.
Принятие других людей и принятие индивида
другими людьми, особенно близкими друзьями,
связано с уровнем самооценки: самый высокий
уровень принятия отмечается в группах
с умеренной самооценкой, а самый низкий
— в группах с низкой самооценкой. Между
принятием себя, принятием других и другими
существует сильная положительная корреляция.
Следовательно, самовосприятие и социальная
адаптация тесно взаимосвязаны. Одним
из признаков нарушений, возможных в подростковом
возрасте, является неспособность дружить
или знакомиться с новыми людьми.
Плохая социальная адаптация,
которая связана с негативной Я-концепцией
и низкой самооценкой, может проявляться
по-разному. Подростки с низкой самооценкой
имеют тенденцию к полной незаметности
в обществе. Их не “видят” и не выбирают
в лидеры, они редко участвуют в школьной,
клубной или общественной деятельности.
Они не умеют постоять за себя и не высказывают
своего мнения по волнующим их вопросам.
У таких подростков чаще обычного развиваются
чувства изоляции и одиночества. Застенчивые
люди в обществе часто испытывают неловкость
и напряжение, что затрудняет их общение
с окружающими. Поскольку эти люди хотят
нравиться другим, на них легче оказывать
влияние и управлять ими; они обычно позволяют
другим принимать за них решения, так как
им не хватает уверенности в себе. Те, кто,
сам того не желая, подчиняется другим,
редко верят им и испытывают к ним любовь.
Если подросток глубоко презирает самого
себя, он будет презирать и ненавидеть
других, но если он испытывает к себе уважение
и доверие, то будет так же доверять другим
и уважать их.