Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки.
Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки
становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6
1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6
1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11
1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17
1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23
1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31
2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………

Файлы: 1 файл

kursovaya_pedogogicheskaya_psikhologia_Avtosokhrane.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

Теории, которые объясняют причины гендерных различий:

1) Теория гендерной социализации.

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии [4, с.255]. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим. Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу — проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

2) Концепция андрогинии.

В  данной концепции обосновывается тезис о том, что человек с андрогинными характеристиками может функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек, обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. До появления концепции андрогинии единственно правильным считался вариант такого развития личности, при котором мужчинам должны быть присущи исключительно маскулинные характеристики личности, а женщинам - фемининные. «Подобная гендерная поляризация катастрофически и без всякой нужды ограничивала человечески возможности, оставляя каждой личности право лишь на половину полного личностного потенциала в рамках культурного определения гендерного соответствия».

Проявления не соответствующих полу качеств личности и особенностей поведения рассматривались как девиации и патологии личностного развития. Девочки и женщины, обладающие маскулинными характеристиками, и мальчики и мужчины с фемининными чертами личности испытывали очень сильное давление со стороны социума связанное с осуждением и запрещением не типичных полу личностных и поведенческих проявлений. Естественно, что такие люди остро переживали состояние несоответствия внешним полоспецифичным нормам, им был присущ конфликт несоответствия ожиданиям[3, с.39].

Основное значение концепции андрогинии заключается в том, что в ней теоретически обосновывается и эмпирически доказывается возможность для личности иметь одновременно и маскулинные и фемининные черты. Человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими его или ее полу. Поэтому концепция андрогинии несет в себе конструктивный объяснительный потенциал для преодоления внутренних конфликтов, вызванных несоответствием нормативным ожиданиям-требованиям

3) Теории гендерной схемы.

Эта теория была разработана Сандрой Бэм в 1977 году. Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивностъ» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка [4, с.45].

4) Концепция гендерной  компетентности.

Данная концепция опирается на основные положения гендерной теории. Она не только предлагает еще один вариант объяснения причин гендерных конфликтов, но и концентрирует свое внимание на путях и способах предотвращения личностных конфликтов гендерного содержания.

Гендерная компетентность личности, прежде всего, предполагает принятие базовых идей гендерной теории. Эта следующие идеи [1, с.2].

1. Мужчины и женщины, как представители социальных  групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего  числа психологических характеристик  мужчин и женщин и личностных  особенностей, необходимых для исполнения  различных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой  дифференциации мужских и женских  ролей; социальные роли мужчин  и женщин взаимозаменяемы и  похожи. Существующая в обществе  гендерная дифференциация и поляризация  является не биологически предопределенной, а социально сконструированной.

2.  Социальные  статусы и позиции мужчин и  женщин в публичных и приватных  сферах жизнедеятельности не  должны выстраиваться по принципу  иерархичности. Другими словами, ни  в общественном устройстве, ни  на уровне групп и личностей  нет убедительных оснований для  того, чтобы мужчины, либо женщины  занимали доминирующие позиции  в общественной или частной  жизни. В рамках гендерного подхода  утверждается, что ни один пол  не имеет права доминировать  над другим, отношения между представителями  разных полов должны выстраиваться  на основе паритета, равенства  прав и возможностей. Партнерская  модель отношений между мужчинами  и женщинами, гендерными группами  должна стать основной, а эгалитарные  представления, отражающие равенство  полов (т.е. отсутствие иерархичности  статусной дифференциации ролей  мужчин и женщин) должны разделяться  подавляющим большинством членов  общества.

3. Биологические  особенности каждого пола не  могут быть основанием и оправданием  ситуаций гендерного неравенства. Недетерминированность социальных  ролей биологическим полом их  носителя показывает, что человек  выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его анатомией, а потому, что этому способствуют социально сформированные склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.

Рассмотрим гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте.

Таблица 2

Гендерные особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Девушки

Юноши

1

Самооценка выше.

Самооценка ниже.

 

Влияние значимых других

2

Влияние матерей и друзей сильно возрастает. Особенно значимым оказывается влияние и мнение матери и друзей, так как от отношения с ними становятся более близкими.

Влияние матерей и отцов несколько возрастает. Особенно значимым оказывается влияние и мнение отца.

3

Влияние учителей и отцов несколько уменьшается

Влияние учителей и друзей сильно уменьшается

4

Общее влияние значимых других на самооценку девушек усиливается.

Общее влияние значимых других на самооценку ослабевает.

5

На самооценку оказывают влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

 
 

Взаимозависимость между достижениями и образом Я

6

Менее выражена.

Более выражена.

7

С возрастом эта корреляция ослабевает.

С возрастом эта корреляция усиливается.

8

Возрастает давление сверстников на девочек. Поэтому сосредоточиваются на установлении отношений в обществе, а не на достижении успехов в учебе.

Усиливается общественное давление, связанное с достижениями.

9

Девочки становятся менее прилежными. Школа начинает нравиться меньше.

Отношение к школе не изменяется.


 

 

 

1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников

      Из факторов  социализации, рассматриваемых по  отдельности, самым важным и влиятельным  была  и  остается  родительская  семья  как  первичная  ячейка общества,  влияние  которой  ребенок  испытывает  раньше  всего,  когда   он наиболее восприимчив. Семейные  условия,  включая  социальные  условия,  род занятий, материальный уровень, образование родителей,  в  значительной  мере предопределяют    жизненный    путь    ребенка.     Кроме     сознательного, целенаправленного  воспитания,  которое  дают  ему  родители,   на   ребенка воздействует вся  внутренняя  атмосфера,  причем  эффект  этого  воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

      Нет практически  ни  одного  социального  и  психологического  аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных  условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так,  если в прошлом школьная успеваемость ребёнка  и  продолжительность  его  обучения зависела главным образом от  материального  уровня  семьи,  то  теперь  этот фактор менее  влиятелен.  Зато  огромную  роль  играет  уровень  образования родителей.

      Так же  сильно влияет на судьбу подростков  и  юношей  состав  семьи  и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные  условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков [13, с.2].

       Значительное  влияние  на  личность  подростка  оказывает  его  стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их  социальным положением.

      Наилучшие  взаимоотношения старшеклассников с  родителями  складываются обычно  при  демократическом  стиле  воспитания.  Этот  стиль  в  наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы  и социальной ответственности. Поведение ребёнка  направляется  в  этом  случае последовательно и вместе с тем четко и рационально.

      Крайние  стили воспитания,  независимо  от  того  авторитарный  ли  это стиль, или  попустительский,  дают  плохие  результаты.  Авторитарный  стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей  незначительности  и нежелательности  в  семье.  Родительские  требования,   если   они   кажутся необоснованными,  вызывают  либо  протест  и   агрессию,   либо   апатию   и пассивность.  Попустительский  стиль   воспитания   вызывает   у   подростка ощущение,  что  родителям  нет  до  него  дела.  Кроме  того,  пассивные   и незаинтересованные  родители  не   могут   быть   предметом   подражания   и идентификации, а другие  влияния  -  школы,  сверстников,  средств  массовой информации  не  могут  восполнить  этот   пробел,   оставляя   ребёнка   без надлежащего  руководства  и  ориентации  в  сложном   и   меняющемся   мире.

Ослабление  родительского   внимания   и   его   гипертрофия,   способствует формированию личности со слабым «Я» [6, с.101].

      Как ни  велико влияние родителей  на  формирование  личности,  пик  его приходится не на переходный возраст, а  на  первые  годы  жизни.  К  старшим классам взаимоотношения с  родителями  давно уже  сложились,  и  «отменить» эффект прошлого опыта не возможно.

      К старшим  классам автономия в поведении, как правило,  уже  достаточно велика: старшеклассник  самостоятельно  распределяет  своё  время,  выбирает друзей, способы досуга и т.д.  В  семьях  с  более  или  менее  авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.

      Поведение  и запросы этих старшеклассников почти  автономны,  поскольку желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10%  случаев. Тем не  менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

      Степень  идентификации с родителями в  юности  меньше,  чем  в  детстве.

Хорошие  родители,  тем  не  менее  остаются для  старшеклассников   важным эталоном поведения. Однако родительский пример  уже  не  воспринимается  так абсолютно и некритично, как в детстве.  У  старшеклассников  есть  и  другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее,  что  идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более  широком  кругу  лиц: общественно-политические  деятели,  герои  книг,  кино  и  т.д.   Зато   все недостатки и противоречия  в  поведении  близких  и  старших  воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения  слова  и  дела.  Сами старшеклассники отмечают, что они замечают  существенные  расхождения  между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем,  как  они поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет  взрослых, но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия [20, с.89].

       «Значимость»  для  юношей  и  девушек  их  родителей  и   сверстников принципиально  неодинакова  в   разных   средах   деятельности.   Наибольшая автономия от родителей при ориентации на  сверстников  наблюдается  в  среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

      Больше  всего старшеклассникам хотелось  бы  видеть  в  своих  родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и  девушки остро нуждаются в жизненном опыте и  помощи  старших.  Многие  волнующие  их темы они вообще не могут  обсуждать  со  сверстниками,  так  как  им  мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток  и  юноша  чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Информация о работе Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников