Особенности гендерных различий в самооценке старших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:23, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования.На сегодняшний день проблема исследований человеком образа себя имеет большое значение для психологической науки. Понимание закономерностей и особенностей развития самооценки становится важным фактором развития индивидуальности, личности в разных возрастных этапах.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6 1.1. Определение основных понятий исследуемой темы……………………………6 1.2. Особенности самооценки старших дошкольников…………………………….11 1.3. Теоретические основания гендерных различий в самооценке старших школьников...………………………………………………………………………….17 1.4. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на гендерные различия в самооценке старших школьников……………………………………………………23 1.5 Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование гендерных различий в самооценке старших школьников……………………………………....27 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….31 2.1. Порядок и методы исследования………………………………………………31 2.2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки устарших школьников………………………………………………………………………….36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……………
На ровне с
семьёй можно поставить и школу, так
как в этом возрасте имеет большое
значение окружение юноши вне семьи.
Учение - ведущая
деятельность старшеклассника.
Но мотивы учения с возрастом
меняются. Для старшеклассника
учёба, приобретение знаний
становится теперь, прежде всего средством
подготовки к будущей деятельности
[12, с.119].
Но далеко не у всех. Старшеклассники
определяют школу более функционально,
как «учебное заведение, где дают знания
и воспитывают из нас культурных
людей».
Круг интересов
и общения старшеклассников
всё больше выходит за
пределы школы, делая
её только частью, но существенной
частью, его
окружающего мира. В средних
классах школьников, главные
интересы которых сосредоточены
вне школы, сравнительно
не много, и такие
факты воспринимаются как тревожный сигнал.
В девятых, десятых классах
это уже статистически нормальное
явление. Школьная жизнь
рассматривается как временная,
имеющая ограниченную ценность.
Хотя старшеклассники ещё
принадлежат школе, референтные группы,
с которыми он мысленно соотносит
своё поведение, всё чаще находятся вне
её.
Значительно
более сложными и дифференцированными
становятся в
юношеском возрасте отношение
к учителям и с учителями.
Как и родители, учитель имеет в
сознании ребёнка несколько
«ипостасей», соответствующих выполняемым
учителем функциям:
. замена родителей;
. власть, распоряжающаяся
наказаниями и поощрениями;
. авторитетный
источник знаний в определённой
области;
. старший товарищ
и друг [17, с.234].
В принципе
старшеклассник готов удовлетвориться
более или менее
специализированными отношениями
интеллектуального порядка. Учитель,
который отлично знает и преподаёт свой
предмет, пользуется уважением, даже
если у него нет эмоциональной близости
с учениками. Вместе с тем старшекласснику
очень хочется встретить в лице учителя
настоящего друга, причём уровень его
требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность
к любимому учителю часто
имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной
преданности. Но таких привязанностей
не может быть много. У большинства
старшеклассников тесная эмоциональная
связь существует с одним -
двумя учителями, и с возрастом
этим отношения становятся всё более
избирательными.
Юношеский
возраст - не фаза «подготовки
к жизни», а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной,
абсолютной ценностью этап жизненного
пути. Будут ли юношеский годы счастливыми
и творческими или же останутся
в памяти старшеклассника как
заполненные мелкими конфликтами,
унылой зубрёжкой и скукой, -во много зависит
от атмосферы, царящей в школе, от его
отношений с учителями.
Психологические
последствия школьных конфликтов
иногда очень
серьёзны. Преодолеть
прошлый отрицательный опыт
очень трудно. Поэтому критические
замечания старшеклассников в
адрес школы требуют самого
серьёзного к себе отношения.
Родители
и учителя, старшее поколение,
более взрослые опытные люди
играют основную роль в развитии
ребёнка, какими были родители в
детстве у ребёнка, их отношение к нему,
таким человек станет и в юношестве, с
тем он и войдёт в жизнь. Какими были
у него учителя, таким же учителем будет
он для своих детей. Взрослые
влияют на формирование личности
ребёнка, на становление его самооценки
и определение его личностного «Я».
1.5 Влияние взаимоотношений
со сверстниками на формирование гендерных
различий в самооценке старших школьников
Влияние взаимоотношений со
сверстниками это одна из
сторон, с помощью которой
формируется самооценка.
Окружение сверстников юноши,
которое в этом возрасте
играет особенную роль. Желание иметь
друзей верных и преданных неизменно
открывает список важнейших жизненных
ценностей 15-17-летних, часто
опережая среди таковых даже любовь
[13, с.252].
В основе
юношеской тяги к дружбе - страстная
потребность в понимании другого,
себя другим и самораскрытие. Эта потребность,
тесно связанная с ростом самосознания,
появляется уже у подростков,
которые жадно ищут реального или
хотя бы воображаемого собеседника.
Для ранней
юности типично идеализация
друзей и самой дружбы. По
экспериментальным данным,
представление о друге в этом возрасте
значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого,
к его нравственному и человеческому
идеалу, нежели к его представлению о собственном
«Я», а связь между идеалом испытуемого
и его друга теснее, чем
между его идеалом и
образом собственного «Я».
Друг оказывается
единственным человеком, от которого
девятиклассник ждёт более высоких
оценок, чем его собственная
самооценка. Это можно считать косвенным
указанием на то, что одной из ключевых
функций юношеской дружбы является
поддержание самоуважения личности.
Для
понимания психологических отличий
дружбы взрослых людей от юношеской
дружбы особенно важны три
момента: относительное завершение
формирования самопознания; расширение
и дифференциация среды общения
и деятельности; проявление новых интимных
привязанностей.
Образ «Я»,
который у юноши ещё только
формируется, у взрослого
человека уже сложился в определённую
устойчивую структуру. Жизненный
опыт позволяет ему более или менее реалистически
оценивать себя, свои достижения и
возможности. Взрослый человек
не умеет соизмерять свои
притязания с потребностями, его сознание
более предметно, менее эгоцентрично,
нежели юношеское, поэтому потребность
в психологическом «зеркале»
у него снижается. Функция самопознания,
столь важная в юношеской дружбе,
теперь отходит на задний план, и дружеское
общение в значительной мере теряет свою
значемость. Чтобы разрешить многие проблемы
и трудности, обусловленные преувеличением
собственной уникальности, не
похожести на других, юноше иногда
достаточно сказать вслух, поделиться
с другом. Проблемы, волнующие
взрослого человека значительно сложнее,
простым разговором их не разрешить[13,
с.154].
Поэтому его общение с друзьями
имеет более предметный характер.
В юности
дружба занимает привилегированное
положение, поскольку она складывается,
когда у человек нет ещё ни собственной
семьи, ни профессии, ни любимого
человека. Единственный «соперник» юношеской
дружбы - любовь к родителям,
но эти чувства находятся в
разных плоскостях. С появлением
новых, «взрослых» привязанностей
дружба постепенно утрачивает
своё привилегированное положение.
Таким образом,
в развитии личных отношений
есть свои закономерности. Один
вид отношений подготавливает
другой, более сложный, но
может и препятствовать ему. Например,
слишком тёплые отношения в
семье, дающие застенчивому подростку
максимум психологического комфорта,
иногда тормозят его вхождение в общество
сверстников, где за положение
и понимание надо бороться. Тесная
юношеская дружба порой также создаёт
конфликтные ситуации.
Пример - судьба «последнего
в компании», который настолько поглощен
своими друзьями и совместной
с ними деятельностью,
что не ищет других
привязанностей. Его друзья один за другим
влюбляются, женятся, а тот, кто
полнее всего идентифицировался
с группой как целое, остался
один. Он запоздал с переходом в следующую
стадию [14, с.30].
ВЫВОДЫ
Проанализировав психолога
– педагогическую литературу мы можем
сформулировать свое определение понятия
«самооценка » - это видение человеком
самого себя, данное видение формируется
под влиянием окружающего мира. Образ
себя исследовало много отечественных
и зарубежных ученых, к последним можно
отнести: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон
Э. и Роджерс К. Можем сделать вывод, что
психолог У. Джемс открыл миру весьма глубокую
концепцию личностного Я, рассматриваемого
в контексте самопознания.
Изучили особенности подросткового
возраста, а именно вывили, что подростковый
возраст или отрочество – это период жизни
человека от детства до юности (от 11-12 лет
до 14-16 лет).
Подростковый возраст традиционно
считается самым трудным в воспитательном
отношении. Дубровина И.В. связывает трудности
этого возраста с половым созреванием как
причиной различных психофизиологических
и психических отклонений.
Дали характеристику понятию
гендер. Термин «гендер» был включен в
научный контекст, прежде всего, для того,
чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную
причину межполовых различий.
Были выделены и проанализированы
теории объясняющие причины гендерных
различий:
1. Теория гендерной социализации:
мужчины и женщины в различных
социально – психологических
контекстах.
2. В концепции андрогинии
теоретически обосновывается и
эмперически доказывается возможность
для личности иметь одновременно и маскулинные
и фемининные черты.
3. Теория гендерной схемы.
В зависимости от особенностей
использования гендерных схем
люди делятся на полотипизированных
и неполотипизированных.
4. Концепция гендерной
компетентности. В сознании мужчин
и женщин утверждается мысль,
что их особенности - это не просто данность,
а нечто, что они должны создавать и реконструироваться
целью приближения к нормативному стандарту.
Большое влияние
на самооценку подростков осуществляет
семья. Нет практически ни
одного социального и психологического
аспекта поведения подростков
и юношей, который не зависел
бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом.
Значительное влияние
на самооценку подростка оказывает
его стиль взаимоотношений с родителями,
который лишь отчасти обусловлен их
социальным положением.
Очень большое влияние по сравнению
с парнями на девушек оказывает оценка
учителя. Они более чувствительны к результатам
своей деятельности. Например, при успешной
сдачи экзамена у них резко возрастает
самооценка, а преудачной – снижается.
Низкая самооценка девушек
обусловлена переживаниями, которые из-за
ухудшения взаимоотношений со сверстниками,
у мальчиков такое событие не оказывает
влияние на самооценку, а у девочек наоборот.
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ В САМООЦЕНКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Порядок и
методы исследования
В предыдущих главах были рассмотрены
вопросы теории особенностей гендерных
различий у старших школьников. Для проверки
эффективности разработанных нами цели,
задач исследования был проведён педагогический
эксперимент.
Опытно – экспериментальная
работа проводилась в МБОУ « Чкаловской
общеобразовательной школе им. И.Т Неровича»
Для проведения исследования
было привлечено 12 учащихся 10 классов
в возрасте 15 – 16 лет (6 девочек и 6 мальчиков).
Педагогический состав в МБОУ « Чкаловской общеобразовательной
школе им. И. Т Неровича» очень разнообразен
но, несмотря на разницу возрастов очень
дружен и приветлив. Многие из учителей
имеют 1 квалификационную категорию и
всячески помогают молодым коллегам в
аттестации и повышении их квалификации.
Основным направлением
учебно-воспитательной работы являются:
- формирование общей культуры
личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума
содержания общего образования,
их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для
осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных программ;
- формирование здорового
образа жизни.
Основными задачами учебного
заведения является создание условий:
- гарантирующих охрану и укрепление
здоровья обучающихся.
- для развития личности,
ее самореализации и самоопределения.
- для формирования у
обучающихся современного уровня
знаний.
- для воспитания гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье.
- для осознанного выбора
профессии.
Так же в школе работают следующие
кружки:
Кружок «Рукодельница»;
Туристский клуб «Таврия»
«Юный краевед»
«Основы психологии»;
«ЮИД»;
«Защитник Отечества»;
«Голос школы»;
«Юный художник»;
«Краски нашего рода»;
«Музеевед»;
Спортивные секции:
-Волейбол;
-Баскетбол;
-настольный теннис;
При проведении констатирующего
эксперимента были поставлены следующие
задачи:
подобрать диагностические
методики для выявления уровня самооценки
у старших школьников;
определить исходный уровень
самооценки у старших школьников;
проанализировать результаты,
полученные при проведении методик.
В ходе констатирующего эксперимента
нами были использованы следующие методы
исследования: тестирование, анкетирование,
наблюдение, качественная и количественная
обработка данных.
Для выявления особенностей самооценки
у старших школьников мы использовали
следующие методики:
1) опросник Г.Н. Казанцевой
2) психологический тест «Самооценка
личности потенциала» разработанный О. И.
Мотковым
Данный тест представлен
в виде опросника, который состоит
из 20 вопросов. Испытуемому необходимо
на каждый вопрос ответить: да
(+), нет (-), не знаю (?), выбрав тот ответ,
который в наибольшей степени подходит
ему. Для обработки результатов нужно
подсчитать количество ответов «да» под
нечетными пунктами, а затем под четными.
Далее из первого результата вычесть второй
– это и будет конечным результатом, который
может находиться в интервале от –10 до
+10.