ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое н исследования
подчёркивает актуальность выбранной
темы. Совместное обучение старших школьников
вызывает множество проблем и затруднений
как у учителей, так и у самих школьников.
После проведенного исследование
особенностей гендерных различий в самооценке
старших школьников пришли к следующим
выводам:
1. были определены основные
понятия проблемами исследования, а именно:
«самооценка», «гендер», «гендерные различия»,
«подростковый возраст». Проанализировав
психолога – педагогическую литературу
по проблеме исследования, мы можем сформулировать
свое определение понятия «самооценка
» - это видение человеком самого себя,
данное видение формируется под влиянием
окружающего мира.
Изучили особенности подросткового
возраста, а именно выявили, что подростковый
возраст или отрочество – это период жизни
человека от детства до юности (от 11-12 лет
до 14-16 лет). Старший школьный возраст имеет
примерные границы от 14 до 17 лет.
Подростковый возраст традиционно
считается самым трудным в воспитательном
отношении.
Понятие «гендер» было включено
в научный контекст, прежде всего, для
того, чтобы подчеркнуть не природную,
а социокультурную причину межполовых
различий.
2. были выявлены
основные особенности самооценки старших
дошкольников, а именно структура самооценки
представлена двумя компонентами — когнитивным
и эмоциональным. Первый отражает знания
человека о себе, второй — его отношение
к себе. Многие исследователи отмечают
постепенное увеличение адекватности
самооценки в подростковом возрасте. Р.
Берне объясняет это тем, что подростки
оценивают себя ниже по тем показателям,
которые представляются им самим важными,
и это снижение указывает на их больший
реализм, в то время как детям свойственно
завышать оценку собственных качеств.
3. были выявлены
и проанализированы теоретические основания
гендерных различий в самооценке старших
школьников.
Были рассмотрены теории объясняющие
причины гендерных различий: теория гендерной
социализации, концепции андрогинии,
теория гендерных схем, концепция гендерной
компетентности.
4. Было выявлено сильное
влияние на самооценку старших
школьников семьи. Нет практически
ни одного социального и
психологического аспекта поведения
подростков и юношей, который
не зависел бы от их семейных
условий в настоящем или в
прошлом.
Значительное влияние
на самооценку старшего дошкольника
оказывает его стиль взаимоотношений
с родителями, который лишь отчасти обусловлен
их социальным положением.
Очень большое влияние по сравнению
с парнями на девушек оказывает оценка
учителя. Они более чувствительны к результатам
своей деятельности. Например, при успешной
сдачи экзамена у них резко возрастает
самооценка, а преудачной – снижается.
Низкая самооценка девушек
обусловлена переживаниями, которые из-за
ухудшения взаимоотношений со сверстниками,
у мальчиков такое событие не оказывает
влияние на самооценку, а у девочек наоборот.
5. Опытно – экспериментальная
работа проводилась в МБОУ « Чкаловской
общеобразовательной школе им. И. Т Неровича».
Для проведения исследования было привлечено
12 учащихся 10 классов в возрасте 15 – 16
лет (6 девочек и 6 мальчиков).
Методы исследования: тестирование,
анкетирование, наболюдение, качественная
и количественная обработка даних.
Для выявления особенностей
самооценки у старших школьников мы
использовали следующие методики:
1) опросник Г.Н. Казанцевой
2) психологический тест
«Самооценка личности потенциала»
разработанный О. И. Мотковым.
3) Анкета для старших
школьников «Самооценка».
Результаты исследования показали,
что по методике Г. Н. Казанцевой уровень
самооценки у мальчиков старших школьников
ниже, чем у девочек. Но все же оба показателя
находятся в одном интервале от –3 до +3,
что говорит о среднем уровне самооценки
обеих групп, но у девочек – уровень самооценки
выше (стремится к высокой самооценке),
чем у мальчиков.
Результаты исследования показали
по методике психологический тест «Самооценка
личности потенциала» разработанный О.
И. Мотковым, что уровень самооценки у
мальчиков ниже, чем у девочек. Но все же
оба показателя находятся на среднем уровне
самооценки обеих групп, но у девочек –
уровень самооценки выше (стремится к
высокой самооценке), чем у мальчиков.
Результаты анкетирования показали,
что большинство старших школьников задумывались
над своей самооценкой. В отличие от мальчиков
девочек больше волнует этот вопрос. Почти
все ученики считают, что лучше иметь адекватную
самооценку. При этом незначительный процент
девушек за завышенную самооценку, а юношей
за заниженную. Только половина старших
школьников отмечают, что успехи или
неудачи в учебной деятельности влияют
на их самооценку. Это подтверждает данные
возрастной психологии - учебная деятельность
не является ведущей у старших школьников.
В сравнении с мальчиками среди девочек
несколько больше процент тех, на которых
влияют успехи или неудачи в учебной
деятельности. В подростковом возрасте
значимы взаимоотношения со сверстниками.
Но по данным только у половины старших
школьников самооценка зависит от положения
среди сверстников. При этом гендерных
различий не наблюдается. Самооценка старших
школьников по результатам исследования
больше зависит от внешности.
Итак, можем сделать вывод,
что гендерные различия в самооценке старших
школьников существуют.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: «Российская
политическая энциклопедия», 2004.
- Бернс Р. "Развитие "Я"
– концепции и воспитание". М. 1986, с.30
- Берн Ш. Гендерная психология.
– СПб.: Прайм–ЕВРО–ЗНАК, 2004. – 320 С., с. 9
- Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 87–94
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986, с.89
- Возрастная психология и педагогика»,под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва,«Просвещение», 1984
- Головей Л.А., Кулешова Л.Н., Вансовская Л.И., Гришенко-Розе Н.А., Балакшина Ж.А., Вансовская Л.И., Прохоренко Т.В. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002
- Джемс. У. Личность/ Психология
самосознания. Хрест. Ред.- сост. Райгородский Д.Я. Самар: Бахрах, 2000.
- Драгунова Т.В. Учебное пособие.-
СПб.; СПбГУП, 2000
- Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением/ Вопросы психологии. – 1990.- №4.с.10
- Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. Вып. 2 // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. СПб., 1998. – С. 188–202.
Кон И. С. Психология ранней юности: Кн.
для учителя.— М.: Просвещение, 1989.— 252
с., с.119
- Кон И. С. Психология старшеклассника:
Пособие для учителей. - М.: Просвещение,
1980. - 192 с., с.2
- Кон И.С. Дружба. Этико-психологический
очерк. М.: Политиздат, 1980. – 80 с. – (Личность, мораль, воспитание).
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология
(Развитие ребёнка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО,
1997., с. 203
- Липкина А.И. Самооценка школьника.
- М.: Знание, 1976., с.81
- Менделевич В.Д. Клиническая
и медицинская психология: Учебное пособие
/ В.Д.Менделевич. – 6е изд. – М. : МЕДпрессинформ, 2008. – 432 с., с. 234
Мид Дж. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2000.[17/27 c.123]
- МОТКОВ О.И. Методика
«Самооценка личности». Вар.
2. М., 2004.
- Мудрик А.В. Социальная психология. Проблемы
методологии, истории и теории. СПБ.: ИГУП, 1999.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, с.13
- Непомнящая Н.И. Становление личности. – М.: Педагогика, 2002., c.206
- Психология подростка. Учебник
под ред.АА.Реана. СПб., М., 2003.с.57
- Реан А. А. Психология
изучения личности. М.: Михайлов, 1999
- Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. – СПб.: Питер, 2004.[
- Сотникова С. И. Управление карьерой:
Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2001.– 408 С.,с.31
- Социальная психология личности в вопросах и ответах
под ред. В.А.Лабунской, 1999
- Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону, «Феникс»,1998.,с.21
- Эфорина В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки. – М.: Юнити, 2006
- Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - С. 122-131.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Изучение общей самооценки
с помощью процедуры тестирования (опросник
Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить уровень самооценки.
Оборудование: бланк опросника,
письменные принадлежности. Инструкция
испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые
положения.
Нужно записать номер положения
и против него один из трех вариантов ответа:
«да», «нет» или «не знаю», выбрав тот ответ,
который в наибольшей степени соответствует
вашему собственному поведению в аналогичной
ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь».
Текст опросника.
1. Обычно я рассчитываю
на успех в своих делах.
2. Большую часть времени
я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство
ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует
уверенность в себе.
5. Я примерно так же
способен и находчив, как большинство
окружающих меня людей (ребят
в классе).
6. Временами я чувствую
себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо
(любое дело).
8. Мне кажется, что я
ничего не достигну в будущем
(после школы).
9. В любом деле я
считаю себя правым.
10. Я делаю много такого,
о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об
успехах кого-нибудь, кого я знаю,
то ощущаю это как собственное
поражение.
12. Мне кажется, что окружающие
смотрят на меня осуждающе. Меня
мало беспокоят возможные неудачи.
13. Я думаю, что успешному
выполнению мной поручений или
дел мешают различные непреодолимые
препятствия.
14. Я редко жалею о
том, что уже сделал.
15. Окружающие меня люди
гораздо более привлекательны, чем
я сам.
16. Я сам думаю, что постоянно
кому-нибудь необходим.
17. Мне кажется, что я
занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
18. Мне чаще везет, чем
не везет.
19. В жизни я всегда
чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается
количество положительных ответов под
четными номерами, затем количество под
нечетными номерами.
Из первого результата вычитается
второй. Конечный результат может находиться
в интервале от -10 до + 10.
Приложение 2
БЛАНК методики «самооценка
личности» (О.И. Мотков)
ФИО……………. Пол …… Возраст
ИНСТРУКЦИЯ
Оцените, пожалуйста, степень
проявления у вас личностных качеств,
составляющих приводимый ниже Список.
Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте
один ответ из пяти возможных, представленных
в Шкале возможных ответов, ставя напротив
оцениваемого качества соответствующую
цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте
искренне. Сохранение тайны ваших ответов
– профессиональный долг экспериментатора.
Шкала возможных ответов:
1 – очень слабая выраженность
качества,
2 – слабая выраженность
качества,
3 – средняя выраженность
качества,
4 – высокая выраженность
качества ,
5 – очень высокая выраженность
качества.
СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
№ |
Качество |
Возможные ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Активность |
|
|
|
|
|
2 |
Воспитанность (уважение к людям) |
|
|
|
|
|
3 |
Доброжелательность |
|
|
|
|
|
4 |
Жизнестойкость |
|
|
|
|
|
5 |
Инициативность (выдвижение
идей) |
|
|
|
|
|
6 |
Искренность, правдивость |
|
|
|
|
|
7 |
Настойчивость |
|
|
|
|
|
8 |
Общительность |
|
|
|
|
|
9 |
Отзывчивость (сочувствие, помощь
другому) |
|
|
|
|
|
10 |
Оптимизм, жизнерадостность
(вера в лучшее) |
|
|
|
|
|
11 |
Покладистый характер (легкий,
гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс) |
|
|
|
|
|
12 |
Разумность (учет реальной ситуации) |
|
|
|
|
|
13 |
Самокритичность (способность
видеть у себя и плюсы, и минусы) |
|
|
|
|
|
14 |
Самостоятельность (чаще - опора
на себя) |
|
|
|
|
|
15 |
Сдержанность |
|
|
|
|
|
16 |
Собранность (неотвлекаемость) |
|
|
|
|
|
17 |
Творческость (оригинальность) |
|
|
|
|
|
18 |
Уверенность |
|
|
|
|
|
19 |
Увлеченность чем-то интересным |
|
|
|
|
|
20 |
Уравновешенность (спокойствие) |
|
|
|
|
|
21 |
Чувство красоты |
|
|
|
|
|
22 |
Чувство меры (в желаниях, в
поведении) |
|
|
|
|
|
23 |
Гармоничность (согласие с собой
и с внешним миром) |
|
|
|
|
|
24 |
Независимость суждений |
|
|
|
|
|
|
СРЕДНЕЕ |
|