Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед.
Новороссийск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного
образовательного учреждения с семьей
по вопросам нравственного воспитания
детей через этические беседы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Область исследования: педагогика
Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Вопросы нравственного воспитания,
совершенствования ребенка
Цель исследования: выявить особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с помощью этических бесед.
Объект исследования процесс развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности нравственного воспитания детей дошкольноговозраста с помощью этических бесед.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические:
1.Анализ литературы по исследуемой проблеме.
2.Обобщение, конкретизация сравнение, классификация исследуемого явления.
Глава I Теоретическое обоснование темы
В дошкольном возрасте создаются наиболее
благоприятные условия для
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а' что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются
совершенно различные уровни такого
понимания. Чем младше ребенок, тем
чаще он объясняет необходимость
выполнения нормы, ссылаясь на возможные
последствия при ее соблюдении для
себя или на требования взрослых, например:
«Надо говорить правду, а то узнают
и накажут», «Надо делиться игрушками.
А потом кто-нибудь тебе тоже даст».
В 5-7 лет ребенок понимает общественный
смысл нравственной нормы, осознает
ее объективную необходимость для
регуляции взаимоотношений
Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино (С.Г.Якобсон).
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются
этические эталоны-образцы, которые
содержат более или менее обобщенное
представление о положительном
или отрицательном поведении
в жизненных ситуациях. Дошкольник
соотносит свое поведение не только
с конкретным взрослым, но и с
обобщенным представлением. То есть внешний
образец поведения взрослого
переходит во внутренний план, расширяя
возможности нравственного
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В дошкольном возрасте нравственные
представления дошкольника
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной.
Для них нравственная норма начинает
выступать как регулятор
Таким образом, развитие моральных
суждений и оценок необходимо, но недостаточно
для нравственного развития. Главное
- создать условия, когда норма
морали начнет регулировать реальное
поведение ребенка, то есть установить
связь между нравственным сознанием
и нравственным поведением. Только
при наличии такой связи норма
становится мотивом поведения и
выполняет побуждающую
Можно наблюдать два способа поведения, коренным образом отличающихся друг от друга, когда дошкольник нарушает нравственные нормы. Во-первых, норма нарушается неосознанно, когда ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение выступает как возрастная особенность. Это свидетельствует о несформированности механизмов произвольного поведения и о том, что норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а остается внешним требованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях.
Во-вторых, при сознательном нарушении нормы, ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобряемым образцом. В этом случае следует говорить о проступках. Чтобы показать их природу, сравним две очень схожие внешне, но на самом деле кардинально отличающиеся формы поведения: проступки и шалости. А.А.Люблинская показала их отличия.
В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
В 2-3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний малышами возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».