Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Положительная моральная оценка взрослого  придает положительную окраску  даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает  негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное  воздействие.

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть:- объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать; 
- ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность; -дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности.

Нужно показать, за что ребенок  оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить  действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;- систематичной, а не даваться от случая к случаю;- включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:- у  детей складываются первые моральные  суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;- возрастает действенность нравственных представлений;- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Педагогические основы нравственного воспитания

 

 

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной  частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм,правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова «нравы». По – латыни нравы звучат как морас – мораль.

Нравы – это те эталоны и нормы,которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные  нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное  воспитание–это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного  воспитания состоит в том, чтобы  сформировать у подрастающего поколения  нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни,сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика,в области нравственного  воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире(сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного  сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется  прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения  и отношений.

Овладение нравственными представлениями  и понятиями – длительный и  сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного  овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему  углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к  старшим и т.п.). Формирующиеся  нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении  детей, их отношении к окружающим.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может  возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать,вновь  “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал.И  более того, он может представить  его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях" сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление".

Нравственное  сознание и поведение детей формируются  в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей  во взаимоотношениях с взрослыми  и сверстниками. Дети активно проявляют  интерес к содержательному общению  с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности  руководствоваться в поступках  усвоенными нравственными нормами.Возникают  внутренние “этические инстанции”, которые  начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в  результате которого формируется“детское  общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение  со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет  осваивают умения коллективного  планирования, учатся согласовывать  свои действия,справедливо разрешать  споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой  и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших  дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного  сознания и поведения А.С. Макаренко  придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить  теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо  более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения  - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Воспитание  нравственных чувств детей старшего  дошкольного 

возраста  через этические  беседы

 

 

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод привлечения  воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим  их вопросам. Метод особенно актуален для учеников пятых-восьмых классов, когда наступает период формирования “картины мира”.

В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические  беседы. Первые намечаются классным руководителем  заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают стихийно, рождаются  течением школьной и общественной жизни.

Эффективность этической беседы зависит  от соблюдения ряда важных условий:

  • 1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
  • 2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.
  • 3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  • 4. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Высокого профессионализма требуют  индивидуальные этические беседы с  провинившимися воспитанниками. Очень  важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Конечная  цель, к которой стремит ся воспитатель  в ходе этической беседы – формирование гуманной личности, таких фундаментальных  качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней  нуждается и др. Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:

  • научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий;
  • дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо);
  • учить соблюдать правила поведения.

Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных  действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как  хорошие и плохие, правильные и  неправильные. Мысль о необходимости  подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими  и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов  и примеров, которые в сознании ребенка постепенно обобщаются в  правило: надо помогать другим, когда  они в этом нуждаются; тот, кто  помогает, поступает хорошо, совершает  добрый поступок. Сделать такое обобщение  помогает педагог, направляя высказывания детей.

В отечественной педагогике и психологии деятельность рассматривается в  качестве инструмента воспитания и  развития детей. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Именно она позволяет передать ребенку  необходимые для жизни и развития знания, умения, навыки. В игре ребенок  усваивает опыт морального поведения  на основе знаний о правилах.

Этические беседы можно начинать проводить  с четырехлетнего возраста. В этот период у ребенка развивается  наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых  дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без  опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и явления. К этому возрасту дети достигают необходимого для  развернутого общения уровня речевого развития. Развивается произвольность, которая проявляется в готовности следовать словесным инструкциям  педагога. Кроме того, ребенок уже  освоил содержание многих сказок, стихов, рассказов, по поводу которых он может отвечать на вопросы воспитателя, выражать свое отношение к героям произведения. Также у дошкольников появляется собственный опыт отношений с окружающими.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед