Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие.
Оценка взрослого должна отвечать
определенным требованиям, то есть быть:-
объективной и в то же время тактичной,
поэтому в поступке сначала выделяют положительные
стороны, об отрицательных говорят как
бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял,
чем именно недоволен взрослый. Оценивать
следует не самого ребенка, а его проступок.
К порицанию следует прибегнуть в исключительных
случаях, показав, как надо поступать;
- ориентированной на собственное поведение
ребенка, а не на сравнивание его с другими
детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых,
не разрушать совместную деятельность;
-дифференцированной, поскольку общие
оценки ничего не дают для развития личности.
Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;- систематичной, а не даваться от случая к случаю;- включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;- возрастает действенность нравственных представлений;- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм,правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова «нравы». По – латыни нравы звучат как морас – мораль.
Нравы – это те эталоны и нормы,которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Нравственное воспитание–это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни,сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Педагогика,в области
В общественном нравственном сознании
отражается общественный опыт: нравственные
идеи, теории, понятия отражают реальные
отношения людей, которые складываются
в процессе деятельности и общения.
Высшим уровнем сформированности нравственного
сознания являются убеждения. Они становятся
регуляторами действий, поступков человека.
От них зависит нравственная устойчивость
личности. Убеждение характеризуется
прочным усвоением системы
Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Расширение опыта, накопление знаний
приводит, с одной стороны, к дальнейшему
углублению и дифференцировке нравственных
представлений старших
В сознании ребенка образ какого-либо
явления нравственной жизни может
возникнуть не только в тот период,
когда это событие происходит.
Ребенок может воссоздать,
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Новые черты появляются у детей
во взаимоотношениях с взрослыми
и сверстниками. Дети активно проявляют
интерес к содержательному
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.
Воспитание нравственного
1.3 Воспитание
нравственных чувств детей
возраста через этические беседы
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа - метод привлечения
воспитанников к выработке
В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают стихийно, рождаются течением школьной и общественной жизни.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.
Конечная цель, к которой стремит ся воспитатель в ходе этической беседы – формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и др. Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:
Этическая
беседа является одной из форм ознакомления
детей с моральными нормами. Дети
узнают, что отношения людей друг
к другу проявляются в
В
отечественной педагогике и психологии
деятельность рассматривается в
качестве инструмента воспитания и
развития детей. В дошкольном возрасте
ведущей является игровая деятельность.
Именно она позволяет передать ребенку
необходимые для жизни и
Этические
беседы можно начинать проводить
с четырехлетнего возраста. В этот
период у ребенка развивается
наглядно-образное мышление, появляются
представления, с помощью которых
дошкольник удерживает смысл событий,
которые он наблюдал ранее без
опоры на непосредственно воспринимаемые
предметы и явления. К этому возрасту
дети достигают необходимого для
развернутого общения уровня речевого
развития. Развивается произвольность,
которая проявляется в