Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Учитывая  сказанное, можно определить основные педагогические условия морального воспитания дошкольников:

  • четкая постановка задач морального обучения и воспитания;
  • гуманное отношение взрослых к детям;
  • организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.

Материалом  для этических бесед могут  служить конкретные факты из жизни  детей, произведения художественной литературы. В ходе беседы дети не только осваивают  моральные нормы, но и расширяют  свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Объем понятия сначала  ограничен конкретными представлениями, образами. Но постепенно оно наполняется  все новым и новым содержанием.

Первоначально, при ознакомлении с художественными  произведениями, детей не удовлетворяет  неопределенная ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а  какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную  реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Именно развитие способности к сопереживанию  и содействию определяет переход  от немотивированной оценки к ее обоснованию. Симпатия, положительное эмоциональное  отношение к товарищу, литературному  герою играют большую роль в возникновении  и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и т. д.).

В процессе беседы обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная  оценка закрепляет те или иные формы  поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ  становится ориентиром для ребенка  в выборе поступка.

При подготовке беседы педагог должен донести  до сознания детей суть нравственной проблемы, облекая ее в понятные и запоминающиеся образы. В процессе беседы он не только задает вопросы  для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей  думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Положительное отношение детей к беседе воспитатель  поддерживает за счет постановки понятных и практически важных для них  вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением активности дошкольников, их стремления принять  участие в беседе. С этой целью  педагог корректирует высказывания дошкольников, помогая адекватно  выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие  аргументов.

Дети  очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с  воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы  и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых  вопросов. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей  к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между  нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и  реальным поведением детей. В повседневной жизни воспитатель должен опираться  на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости и т. д.).

В соответствующей ситуации воспитатель  вместе с детьми может вспомнить  сказочных героев, например, из сказки «Золушка»: добрую, трудолюбивую Золушку  и ее злых бездельниц сестер. («На  кого мы хотим быть похожими? На кого мы не хотим походить? Что для  этого мы должны делать, как поступать?»)

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью  детей поддерживается практическими  заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени  на занятии. Задания подбираются  по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить  детей придумать новый конец  рассказа, сказки (чтобы узнать, как  герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники  затрудняются нарисовать рисунок, следует  предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность  еще раз вспомнить то или иное правило.

Часто знания дошкольников о правильном поведении  и сами поступки не совпадают. Это  естественно. Дети еще плохо ориентируются  в различных ситуациях, не умеют  адекватно оценивать свои намерения  и действия. Кроме того, дети не могут  совладать со своими желаниями («я хочу»), иногда проявляют упрямство и  т. д. Но все эти факты не основание  для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

 

 

 

1.4Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного развития детей через этические беседы

 

 

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, его  уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог  использует комплекс традиционных методов  психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи  есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается  лишь в том случае, если получен  результат на предыдущем. Необходимость  в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония  развития ребёнка.

Педагогическая диагностика семьи  лежит в основе условной сгруппированности  семей по принципу возможности использования  их нравственного потенциала для  воспитания своего ребёнка. В связи  с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»

забот родителей, в связи с чем  у ребёнка развиваются эгоистические  тенденции, что, безусловно, требует  внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей[30].

Целесообразно знать указанные  типы семей и учитывать их особенности  при работе с родителями.

В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и  индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей  к воспитанию детей.

Анализ условий для решения  конкретной воспитательной задачи в  научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск  подобного «универсального средства»  вызывает только разочарование, так  как в большинстве случаев  эти условия различны. А попытки  любого обобщения даже самых эффективных  приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями.

В действительности ребёнок находится  в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат  взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек  ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики  на ситуацию, формирует её, используя  уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные.

Признаки разных уровней воспитанности  качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно  характеризуют различную степень  воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции  и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три  уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня  воспитанности является наличие  устойчивого положительного опыта  нравственного поведения, самоорганизации  и саморегуляции наряду со  стремлением к организации и  регуляции деятельности и поведения  других людей, проявлением общественной  позиции.

-Для среднего уровня свойственны  устойчивое положительное поведение,  наличие регуляции и саморегуляции,  организации и самоорганизации,  хотя активная позиция по отношению  к деятельности и поступкам  товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого  опыта поведения, наблюдаются  срывы, поведение регулируется  в основном требованиями старших  и другими внешними стимулами  и побудителями; саморегуляция и  самоорганизация ситуативны.

При определении критериев уровней  нравственной воспитанности Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т.д.).

3. Наличие у дошкольников этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.

Уровень развития у детей того или  иного нравственного качества, считают  Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка о соответствующих этому качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности  должны обязательно соответствовать  возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения  уровня воспитанности детей разного возраста.

Характерной ошибкой многих родителей  является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных  видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка благоприятен для зарисовки общего контура  готовности самого родителя, осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность родителей  к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия  их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем  в жизнедеятельности семьи.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед