Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31
Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.
В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени.
В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?» многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.
Вместе с тем, психологи говорят
о том, что детям семейные традиции
необычайно важны: сохраняется связь
между поколениями и теплые, нежные
отношения между родителями и
детьми; с регулярно повторяющимися
событиями к детям приходит ощущение
стабильности мира. В утере семейных
традиций некоторые психологи видят
причину проблемного
Заключение
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Дошкольное детство –
Культура поведения –
Формирование нравственного
Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных качеств личности.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.
На основе вышеизложенного нами разработаны методические рекомендации для воспитателей и ДОУ по нравственному развитию детей:
-формировать основу базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста;
-проводить систематически
работу по нравственному
-развить психические и физические качества ребенка дошкольного возраста;
-учитывать индивидуальные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
-уметь применять на практике разнообразные методы и средства нравственного воспитания;
-взаимодействовать с родителями воспитанников.
Список используемой литературы
1.Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М., 2003.
2.Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание- 1991. №11.
3. Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. - Москва, 2007
4. Болотина Л.Р. , Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". – М: Издательский центр "Академия", 1997.
5. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. – 2004.
6. Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. – 2005.
7. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4.
8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.
9.Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
12. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание 2001.№ 9.
13. Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
14.Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 - 2007
15 Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.
16 Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание. 2003. № 10.
17. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. - Москва, 2006
18. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005
19. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997.
20. Рахимов, А.З. Роль
21. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст] / В.Г.Сенько. - Минск, 2006
22. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст]/М.Г.Яновская. - СПб., - 2003