Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: заключается в следующем, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Педагоги ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава I. Теоретическое обоснование темы
1.1 История проблемы в научной литературе ……………………..…………5
1.2 Педагогические основы нравственного воспитания……………….…….12
1.3 Воспитание нравственных чувств детей дошкольного
возраста через этические беседы……………………………………………..16
1.4 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам нравственного воспитания детей через этические беседы…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке нет единого  понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах  и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок  в поведении, в быту.

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся  и передаваемые от поколения к  поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы  поведения и т.п.; элементы социально-культурного  наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени.

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?»  многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи говорят  о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь  между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и  детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят  причину проблемного подросткового  возраста. Между тем, семья – это  не только общий быт, бюджет и отношения  между супругами, это еще и  особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества. С течением времени ребенок  постепенно овладевает принятыми в  обществе людей нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения  отношения к людям, природе, к  себе. Результатом нравственного  воспитания являются появление и  утверждение в личности определенного  набора нравственных качеств.

Дошкольное детство – важнейший  период в нравственном становлении  личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка  с нравственными нормами поведения  в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей  морально ценную значимость. Все это  является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает  правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Культура поведения – характерный  признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения  ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться  в общественной жизни.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной  деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов  деятельности вне занятий, уклад  жизни в семье – важнейшие  источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного  воспитания дошкольников.

Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков  необходимо:

  1. - знание особенностей нравственного развития личности;
  2. - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
  3. - знание "механизмов" формирования нравственности;
  4. - умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько  видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать  основой для формирования нравственных качеств личности.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.

На основе вышеизложенного  нами разработаны методические рекомендации для воспитателей и ДОУ по нравственному развитию детей:

-формировать основу базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста;

-проводить систематически  работу по нравственному воспитанию  используя разнообразные формы  (беседы, занятия, игры, развлечения  и другие);

-развить психические  и физические качества ребенка дошкольного возраста;

-учитывать индивидуальные и психологические особенности детей дошкольного возраста;

-уметь применять на практике разнообразные методы и средства нравственного воспитания;

-взаимодействовать  с родителями воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М., 2003.

2.Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание- 1991. №11.

3. Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. - Москва, 2007

4. Болотина Л.Р. , Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". – М: Издательский центр "Академия", 1997.

5. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. – 2004.

6. Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. – 2005.

7. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4.

8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.

9.Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004

10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.

12. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание 2001.№ 9.

13. Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004

14.Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 - 2007

15 Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.

16 Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание. 2003. № 10.

17. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. - Москва, 2006

18. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005

19. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997.

20. Рахимов, А.З. Роль нравственного  воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2008

21. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст] / В.Г.Сенько. - Минск, 2006

22. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст]/М.Г.Яновская. - СПб., - 2003


Информация о работе Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с помощью этических бесед