Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет: аудиовизуальные средства как способ повышения качества усвоения иноязычных знаний на начальном этапе обучения.
Цель: определить влияние использования аудиовизуальных средств на качество усвоения иностранного языка младшими школьниками.
Задачи:
проанализировать особенности обучения иностранному языку на начальном этапе;
определить роль аудиовизуальных средств в процессе обучения иностранному языку младшими школьниками;
рассмотреть методические аспекты использования аудиовизуальных средств на уроках английского языка в младших классах;
предложить методические рекомендации по организации урока иностранного языка с использованием аудиовизуальных средств на начальном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана. Он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится, чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.

Хорошими помощниками  могут выступать современные  средства обучения, которые находятся  в каждой школе. В настоящее время  учитель не может правильно и  полноценно провести урок, реализовать  в полном объеме учебные программы  и учебники, не прибегая к использованию  современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных  средств обучения занимают аудиовизуальные  средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное  телевидение.

Для правильной оценки эффективности  применения аудиовизуальных средств  в качестве источника знаний важно  знать определенные психологические  процессы, которые лежат в основе их применения. Начнем с того, что  учитель вводит в класс такие  раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающихся, основательно перестраивая все психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы  способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых  вопросах.

Для восприятия аудиовизуальных  средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают более высокой  пропускной способностью, чем слуховые. Но, как правило, основную информацию учащиеся получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода обучающей информации.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало  как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и  эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного  потока качественно необычной информации, которая создает необходимую  эмоциональную основу, на базе которой  от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что получение  знаний в школе особенно нуждается  в живом созерцании, в наблюдении. Аудиовизуальные средства с успехом  решают эту задачу. Они вводят в  класс, на урок, фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Они превращают язык из абстракции в живое средство общения. Они дают не только учителю, но и  ученикам возможность творить и  фантазировать, моделировать взаимное общение на уроке, делая его активным и интересным. Конечно же, очень  многое зависит от заинтересованности и творческого отношения учителя  ко всем организационным и методическим вопросам, которые касаются сферы  применения аудиовизуальных средств  обучения. Но не подлежит сомнению тот  факт, что широкое внедрение аудиовизуальных  средств в практику обучения иностранным  языкам в современной школе будет  способствовать не только повышению  качества усвоения языка и улучшению  эстетического и нравственного  воспитания школьников, но и достижению цели обучения иностранным языкам, которая заключается в том, чтобы научить детей общаться на языке, а не просто говорить и повторять заученные фразы.

Методологической  основой при изучении данной темы являются теории и концепции педагогов  Г.Ф. Суворовой, О.И. Барменковой, И.А. Исенко, а также разработки методистов Е.А. Маслыко, Е.А. Ильченко, М.Ю. Барановой  М.В., Смирнова, Ю.А. Комаровой, М.И. Мятовой  и др. Этому вопросу также уделяли значительное внимание такие методисты, как Верещагин И.Н., Рогова Г.В., Соловьева Е.Н., Амонашвили Ш.А. Все они подчеркивают, что использование аудиовизуальных средств даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения языком в основной школе.

Проблема: влияет ли использование  аудиовизуальных средств на успешность усвоения младшими школьниками иноязычных знаний, умений и навыков.

Объект: процесс обучения иностранному языку на начальном  этапе.

Предмет: аудиовизуальные  средства как способ повышения качества усвоения иноязычных знаний на начальном  этапе обучения.

Цель: определить влияние  использования аудиовизуальных  средств на качество усвоения иностранного языка младшими школьниками.

Задачи: 

  1. проанализировать особенности обучения иностранному языку на начальном этапе;
  2. определить роль аудиовизуальных средств в процессе обучения иностранному языку младшими школьниками;
  3. рассмотреть методические аспекты использования аудиовизуальных средств на уроках английского языка в младших классах;
  4. предложить методические рекомендации по организации урока иностранного языка с использованием аудиовизуальных средств на начальном этапе.

 

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе

 

 

 Четырехлетнее начальное  образование рассматривается как  первая ступень школы, перед  которой ставятся задачи, отвечающие  мировым тенденциям развития  образования. На начальной ступени  образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.

Тот факт, что в школе  иностранный язык предлагается изучать со II класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству [9,35].

Учитывая результаты более  чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

1) бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;

2) раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

3) неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка [22].

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

На первой ступени обучения (во II— IV классах) реализуются следующие  цели:

  1. способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  2. формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
  3. сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  4. ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  5. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  6. формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
  7. формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Раннее обучение иностранному языку предоставляет учащимся возможность:

- понимать на слух речь  учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

-  участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог — расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

- овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

- получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

-  освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка [10,192].

Цели, поставленные перед  предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

    Лучше всего  начинать обучение с 6-7 лет,  когда система родного языка  ребенком уже достаточно хорошо  освоена, а к новому языку  он относится сознательно. Именно  в этом возрасте еще мало  штампов речевого поведения, легко  по-новому «кодировать» свои мысли,  нет больших трудностей при  вступлении в контакт на иностранном  языке. Если методическая система  построена достаточно грамотно  с лингводидактической и психолингвистической  точек зрения, то успех в овладении  предлагаемым ограниченным языковым  материалом и создание необходимых  предпосылок для дальнейшего  освоения любого иностранного  языка обеспечены практически  всем детям. [22]

 

 

Роль аудиовизуальных  средств в процессе обучения языку

 

 

В современном мире знаний только родного языка недостаточно, поэтому все больше внимания уделяется  изучению иностранных языков в школе. Немало усилий требуется от самого обучаемого, но большая часть отводится  роли учителя. Для того чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию  у учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального уровня усвоения учебного материала  учителю следует использовать нестандартные  формы работы, включать в процесс  обучения новые приемы и методы обучения иностранным языкам, обращаться к  новым техническим средствам  обучения.

Исходя из требований к  современному образованию и необходимости  выполнения социального заказа воспитания компетентной личности, каждый учитель  вынужден решать многие задачи по поиску современных путей обучения, делая  его увлекательным и соответствующим  стандартам.

Несмотря на определенный прогресс (использование Internet, различных  обучающих компьютерных программ и т. д.), одной из трудностей обучения иностранному языку является весьма ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне школы. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным также считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы – видеофильмы и различные видеоматериалы. Современному преподавателю предоставляется возможность использования обширной номенклатуры технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, позволяющая использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала. Можно отметить, что введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также применение видео на уроках способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний [14,19].

Информация о работе Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе