Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрев актуальные вопросы обучения иностранным языкам в начальной школе, можно сделать вывод о том, что работа учителя на этом этапе преподавания языка имеет свою специфику. Учет возрастных особенностей и современных подходов к преподаванию должен способствовать достижению целей обучения, в центре которого стоит ученик, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
2. ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2
3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 2
4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2
6. РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Мурманской области

 

                        Кафедра филологических дисциплин

 

Курсовая работа

 

 

Особенности обучения иностранному языку  в начальной школе

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель курсов длительного обучения

(26.01.10-12.02.10; 23.03.10.-07.04.10)

Тихомирова Вера Александровна

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2010 
содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обучение в современной школе  направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников «к жизни», сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических  и культурных связей между народами выдвигает на первый план задачу воспитания человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая  культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей. Одной из возможностей решения данной проблемы может быть приобщение учащихся культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Особая роль в этом принадлежит иностранному языку.

 

1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

 

В примерных программах говорится  о том, что особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и набор конкретных способов деятельности, то есть ответ на вопрос, что ученик должен делать, чтобы применять приобретенные знания.

Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Дети данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению. Что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников , что положительно сказывается на развитии речи учащихся , формировании их познавательных способностей и общеучебных умений.

 

Цели обучения

 

  • формирование умений общаться на английском  языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных навыков в говорении, аудировании,    чтении и письме;
  • развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления,   памяти, воображения младшего школьника; формирование мотиваций к дальнейшему овладению английским языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, для преодоления в дальнейшем психологического бартера и использование английского языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимым для овладения устной и письменной речью на английском языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьником с миром зарубежных сверстников, зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения  к представителям других стран;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же их общеучебных умений.

Как видно из выше перечисленных  целей, обучение должно носить развивающий  характер и реализовывать основные принципы развивающего компетентного  подхода.

Принципы обучения

 

Принципы –это исходные основные положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны теоретической и практической деятельности.

Рассмотрим специфические принципы обучения английскому языку в  начальной школе:

  1. Принцип коммуникативной направленности. Это ведущий принцип в обучении иностранному языку. Это означает, что обучение должно строиться на вовлечении учащегося в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию. Этот принцип определяет и содержание обучения, т.е. отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения, какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение, осуществлять его в устной и письменной формах; и с помощью каких средств можно обеспечить овладение коммуникативной функцией языка. Уже на начальном этапе обучения учащиеся могут (а учитель должен им помочь) приобрести элементарные умения пользоваться изучаемым языком для общения. Коммуникативную направленности рациональнее осуществлять на устной форме общения, учитывая способности учащихся 7-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного. Устное начало позволяет сосредоточить внимание обучаемых на звуковой стороне нового для них языка несколько отодвигая графические трудности. Включение учащегося во владение аудированием и говорением дает возможность быстрее накапливать языковой материал и умение осуществлять речевые действия с ним, что создает условия для общения, а это детям интересно.
  2. Принцип дифференциации  и интеграции обучения английскому языку. Дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения, проводится четкое разграничение в обучении: а) устной речи и письменной речи; б) внутри устной речи – обучение аудированию и говорению; внутри говорения – в обучении монологической и диалогической речи и, наконец, в каждой из указанных форм – подготовленной и неподготовленной речи; в)внутри чтения – в обучение чтению в слух и чтению про себя; в обучении чтению про себя – с общим охватом содержания и с полным пониманием; г) внутри письма – в обучении графики и орфографии, письменному изложению и сочинению.

Научность обучения английскому языку  на начальном этапе требует решения  и вопроса о том, с чего начинать, как организовывать формирования речевых  навыков и умений.

Учебный процесс может строиться  на усвоении учебного материала через  устную речь  и использование  его в устной речи. Обучение чтению и письму проходит на учебном материале, полностью усвоенном в устной речи. В этом случае осуществляется последовательное развитие речевых умений учащихся, а именно: понимание на слух – говорение- чтение – письмо.

  1. Принцип билингвального обучения.  При обучение культуре родной язык не просто можно, но даже необходимо использовать, это в первую очередь обусловлено тем, что при формировании межкультурной компетенции одновременно формируются 4 аспекта обучения иностранному языку: а) учебный, б) воспитательный, в) образовательный, г) развивающий. Отсутствие возможности использовать родной язык может привести к непониманию, недопониманию, ложной интерпретации изучаемых фактов и реалий культуры.
    1. Принцип диалога культур. Этот принцип означает: необходимость анализа аутентичного и частично – аутентичного культуроведческого материала, ориентировку на развитие у обучающегося общепланетарного мышления, создание методических моделей, способствующих формированию билингвальной социокультурной компетенции; контрастивно – сопостовительное изучение родной и изучаемых культур; создание социально –педагогических и методических условий для подготовки обучающихся к выполнению роли культурного посредника в ситуациях межкультурного общения.
    1. Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий. Отбор таких заданий необходимо производить с учетом уровня когнитивной, языковой, речевой и социо-культурной сложности, исходя из возрастных, психологических характеристик обучаемых, а также уровня их поликультурного и билингвального развития.
    2. Принцип культурной вариативности. Он заключается в представлении информации в культурном разнообразии изучаемого сообщества в стране изучаемого языка.
    3. Принцип культурной оппозиции. Изучение явлений на стыке культур позволяет лучше увидеть то или иное культурное событие или явление, осознать его сущность. Под культурным конфликтом понимается различия в системе знаний, ценностей и норм представителей разных культурных групп.

 

2. ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Все современные подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно-ориентированной парадигме. Согласно этой концепции ребенок и его потребности должны быть поставлены в центр образовательной системы. В рамках этой парадигме разрабатываются различные подходы. Например, деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) и личностно-деятельностный (И.А. Зимняя) подходы. Личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности и основная цель обучения формулируется как формирования иноязычной деятельности как нового способа общения.

Другой подход – компетентностный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов). Цель обучения в рамках данного подхода, формулируется как формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком, в целях общения с учетом различных ситуаций общения.

Цель когнитивно-коммуникативного подхода (А. Щепилова) рассматривается как формирование коммуникативной компетенции, при этом особый акцент делается на когнитивном развитии ученика и его способностей. Данный подход реализован в УМК по английскому языку для начальной школы под руководством М.З. Биболетовой.

В межкультурном подходе (Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко) образовательная цель понимается как развитие языковой личности младшего школьника, готового и способного к межкультурному общению на иностранном языке.

В концепции диалога культур (Е.И. Пассов) образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культуры (УМК по английскому языку под руководством В.П. Кузовлева).

Все выше рассмотренные подходы  реализуют в той или иной степени  основные положения лично-ориентированной  парадигмы, которые в области преподавания иностранных языков в начальной школе сводится к следующему:

  1. В центре образовательной системе – развитие ученика и нацеленность не на формирования личности ученика в «заданном русле», а на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность, свои природные силы.
  2. Сотрудничество и взаимодействие. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется не только и не столько владением детьми языковым и речевым материалом, сколько их готовностью и желанием в межкультурном общении на изучаемом языке.
  3. Вера в ученика и создание благоприятных условий для успешности его деятельности.
  4. Сотрудничество обеспечивается использованием различных форм обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо внедрять в учебный процесс групповые, коллективные и проектные формы работы.
  5. Язык осваивается детьми в процессе иноязычной речевой деятельности, как средство межкультурного общения, что выражается во внешней и внутренней, т.е. умственной активности учеников. Активность и интерес учеников, а не учителя – вот показатель хорошего урока.
  6. Ученики не просто овладевают еще одним средством общения, у них формируется картина мира. Обучать языку – значит приобщать детей к культуре изучаемого языка с опорой на родную культуры.
  7. Успешность овладения учениками языка в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению языком у ученика положительное к ней отношение и моделируются ли в учебном процессе ситуации, в которых ученик действует самостоятельно.
  8. Использование игры, как средство обучения устной речи.
  9. При обучении детей иностранному языку должны быть созданы условия для овладения новым языком осознано, а не на основе имитации. Речевая деятельность есть умственная и творческая деятельность. Это значит, что процесс обучения должен исключить малоосознанную активность школьников и развивать их способность осуществлять коммуникативную деятельность самостоятельно.
  10. Развития индивидуальности каждого ученика реализуется при обучении иностранному языку через индивидуальный подход к каждому ребенку в условиях коллективных форм обучения.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Слабым местом школы по признанию исследователей (А.Г. Асмолов) остается ее не способность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования является не способность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащегося к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня.

Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов  учебной деятельности по овладению  иностранным языком и развитием  универсальных учебных действий. Это свидетельствует об актуальности проблемы развития самостоятельности младших школьников, именно этим объясняется создание концепции универсальных учебных действий под руководством известного психолога А.Г. Асмолова, который сейчас активно внедряется в начальную школу. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по иностранным языкам для начальной школы. Поэтому в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В состав основных видов универсальных  учебных действий входят четыре блока:

1. Личностный. Это личностные действия  которые являются ведущими, поскольку  обеспечивают ценностно- смысловую  и нравственную ориентацию (знание  того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию младших школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях). Можно выделить следующие виды личностных действий: а)действие в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции); б) действия смысла образования, т.е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Младший школьник должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке иностранного языка; в) действие нарвственно-этической ориентации, т.е. оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам.

2. Регулятивный. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью. Можно выделить следующие виды действий: а) действия цели полагания, т.е. постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того что еще не известно и предстоит освоить; б) действия планирования – определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата, т.е. способности использовать иностранный язык как новое средство общения; в) действия прогнозирования – вероятностное прогнозирование при восприятие текстов при аудировании и чтении, а так же предвосхищение результатом своей деятельности по овладению иностранным языком и уровнем своих умений; г) действия контроля – сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданием образцом с целью выявлением отклонений от образца, т.е. умение контролировать процесс и результаты свой деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; д) действия коррекции – внесение необходимых корректив в свои действия; е) действия оценки / самооценки – осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать на слух, читать и писать; ж) действия саморегуляции – умение сосредоточится на выполнение речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижение цели, для преодоления неудач.

Информация о работе Особенности обучения иностранному языку в начальной школе