Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрев актуальные вопросы обучения иностранным языкам в начальной школе, можно сделать вывод о том, что работа учителя на этом этапе преподавания языка имеет свою специфику. Учет возрастных особенностей и современных подходов к преподаванию должен способствовать достижению целей обучения, в центре которого стоит ученик, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
2. ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2
3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 2
4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2
6. РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

3. Познавательный. Познавательные действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Общеучебные действия: а) действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи; б) действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении, при выполнении проектной деятельности; в) действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания; г) действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций общения; д) действия связанные с рефлексией, контролем и оценкой процесса и результатов речевой деятельности; е) действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и слушания.

Логические универсальные действия связанны:

    • С анализом объектов усвоения разного уровня
    • С синтезом, т.е. составление целого из частей
    • С выбором оснований и критериев для сравнения и классификации объектов
    • С самостоятельным выведением правил построением иноязычной речи
    • С установлением причинно-следственных связей
    • С доказательством своей точки зрения
    • С выдвижение гипотез и их обоснованием.

4. Коммуникативный. Коммуникативные действия обеспечивают социальное взаимодействия: 1) умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения, владение монологической и диологической формами иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими формами языка; 2) планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке; 3) постановка вопросов разного рода в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении, чтении и письме; 4) управление поведением партнера по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция, оценка его речевых действий).

Развитие выше приведенной системы  универсальных учебных действий является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Для того чтобы разобраться, что  такое социокультурный компонент, необходимо обратиться к целям обучения иностранным языкам в начальной  школе и основным понятиям современной  методической науке.

В центре личностно-ориентированной  концепции – личность ученика, его потребности и интересы. В этом контексте центральным понятием в языковом образовании является понятие «языковая личность». При обучении иностранным языкам под языковой личностью понимается комплекс способностей и готовностей к межкультурному общению, взаимодействию с представителями других культур на неродном языке.

Языковая личность младшего школьника, овладевающего иностранным языком, как средством межкультурного общения, складывается из овладения:

    • Вербально-семантическим кодом изучаемого языка – «языковой картины мира» и носителей этого языка, другими словами самим языком как средством общения;
    • «Глобальной картиной мира», которая позволяет человеку понять новую для него социальную действительность, новую культуру;

Требования  к отбору культурного компонента:

1. Содержание обучения в начальной  школе должно представлять основные  характеристики иной культуры, соответствовать  опыту и интересам учащихся  и должно быть сопоставимо с аналогичным опытом их ровесников – представителей иной культуры.

2. В содержание обучения иностранным  языкам должна быть включена  и родная культура, т.е. социокультурный  компонент, отражающий родную  культуру. Иначе цель диалога  культур будет недостижима. 

Если мы обратимся к понятию  коммуникативной компетенции и  ее компонентам то увидим, что место родной культуре там нет. Формирование коммуникативной компетенции составляет практический аспект цели, который включает в себя следующие компоненты:

    • знание языковых средств общения;
    • правил оперирования ими;
    • умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения;
    • умение понимать высказывание и передавать информацию в связанных высказываниях;
    • знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое поведение в соответствии с этой спецификой;
    • умение анализировать и оценивать ситуации общения и в соответствии с этим строить свое речевое поведение.

Как видим социокультурный компонент  коммуникативной компетенции содержит только культуру страны изучаемого языка. Содержание учебников основанное только на формирование коммуникативной компетенции не способствуют развитию межкультурному общению. В процессе обучения иностранным языкам межкультурная компетенция должна формироваться на базе коммуникативной и в процессе ее освоения. Обратимся к понятию межкультурная компетенция, поскольку именно она является показателем сформированности  языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.

Межкультурная компетенция – это  способность и готовность принимать  участие в диалоге культур, т.е. в условия межкультурного общения на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров.

Для формирования этой компетенции  необходимо формировать следующие  компоненты:

    • аффективный – опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектом
    • когнитивный – синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации
    • стратегический – вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося

Как видно из выше изложенного коммуникативная  компетенция, связанная с языковыми  и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и  взаимно дополняют друг друга, более  того становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Начнем анализ возрастных особенностей младших школьников с рассмотрения ведущего вида деятельности, характерной  для данного возраста. Под ведущей деятельностью психологами понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностей личности ребенка на данной стадии».

В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность в которой ребенок познает окружающий нас мир. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной при этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой – игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет.

Основной характеристикой  деятельности являются мотивы, которой  они побуждаются. Этап мотивации  является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. Мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться следующие:

    • широкие социальные (когда учатся, чтобы быть полезным своей стране);
    • узкосоциальные мотивы (чтобы закончить школу с золотой медалью);
    • отрицательные мотивы (чтобы не получить 2, чтобы мама не ругала);
    • познавательные, учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему то новому);
    • игровые мотивы.

Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия последних двух мотивов, но они формируются и шестилеток и семилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются,  то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к обучению становится формальным.

Переедем к рассмотрению психических  процессов детей, которые также  называются когнитивными процессами, поскольку обеспечивают восприятие и познание окружающего мира: мышление, память, внимание, восприятие и воображение. Основная характеристика внимания, памяти и восприятия – непроизвольность. Так, например, при восприятии материала младшие школьники склоны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако, их внимание отличается при этом неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы. Спад работоспособности наступает уже после 10 минут начала урока, при первых признаках снижения внимания учителю рекомендуется провести подвижную игру и сменить вид работы. Развитие произвольного внимания у детей возможно за счет организации разнообразной, интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что им следует обратить внимание.

Мнемическая деятельности (деятельность запоминания) у малышей также  не совершенна, у них преобладает  произвольное запоминание, т.е. хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения и организация их решения – словестно-логической.

Воображение младшего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Учитывая эту особенность рекомендуется, например, использовать кубики разного цвета при ознакомлении детей со структурой речевых образцов, а игрушки и картинки – при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств общения. Игрушки желательно постепенно заменять картинками, это также будет обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности.

Младшие школьники очень общительные  и любят находиться в группе сверстников. Из разных видов общения ребенка со взрослыми (делового, познавательного, личностного) в рассматриваемом обществе преобладает личностное. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку своей личности. При организации общения с детьми нужно помнить, что они не относят лично к себе замечания и указания учителя, если эти указания носят общий характер и относятся ко всем ученикам. Шестилетний ученик не понимает, что обращаясь ко всем учитель обращается и к нему лично. Он будет реагировать только в том случае, если учитель обратится к нему персонально.

Среди младших детей наблюдаются  весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии, что определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. По разному происходит процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревоги, третьи капризны и т.д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения и на родном языке. Эти дети либо излишне импульсивны, нетерпеливы, либо, наоборот, пассивны и робки. На импульсивных, непоседливых детей, особенно с неустойчивой психикой следует обратить внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, поручать им роли, требующие постоянной включенности в общую деятельность. Нужно также обратить внимание и на то, что бы игрушки не находились у детей дольше, чем это необходимо для решения учебной задачи, иначе дети будут отвлекаться. Но забирать у детей игрушки нужно в естественной и необидной для них форме: «звери устали и хотят отдохнуть», «куклы ложатся спать» и т.д.

Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и в  этом могут помочь постоянные контакты с учителем начальной школы, с  родителями и координации их действий. Большое значение будет иметь и первая встреча с детьми, ласковый голос и приветливая улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам.

Что касается детей 7-10 лет, в целом  это возраст относительно спокойного равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развития аналитико-синитетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Несмотря на то, что ведущей деятельностью является учеба, дети не теряют интереса к игре. По свидетельству А.Н. Леонтьева, успешность решения поставленных целей (в нашем случае обучение) достигается скорее, если разнообразные типы деятельности пересекаются между собой. Включение в процесс обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной, музыкальной, художественной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних мотивов. Именно внутренние мотивы, когда сама деятельность интересна, а единстве с широкими социальными мотивами будут работать на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение цели начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счет овладения детьми эффективными способами и приемами деятельности и положительным эмоциональным воздействием на них используемых учебных материалов.

Информация о работе Особенности обучения иностранному языку в начальной школе