Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:10, курсовая работа
Рассмотрев актуальные вопросы обучения иностранным языкам в начальной школе, можно сделать вывод о том, что работа учителя на этом этапе преподавания языка имеет свою специфику. Учет возрастных особенностей и современных подходов к преподаванию должен способствовать достижению целей обучения, в центре которого стоит ученик, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
2. ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2
3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 2
4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2
6. РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Младшие школьники общительны и эмоциональны. За первый год обучения они приобрели некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательным только к внешне привлекательному, у них не развиваются волевые качества личности, а если у учеников не развита воля, то в дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить пред собой цели и достигать их. При обучении младших школьников к аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточения. Поэтому важно управлять вниманием школьника.
Управление вниманием школьника состоит:
Память младшего школьника достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запоминать. Так, дети должны специально запоминать написание букв, правила чтения, исключения и т.д. Один из приемов осмысленного запоминания – смысловая группировка материала. Например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению и т.д.
Умственные возможности детей 7-10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы, анализировать явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словестно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту их способность следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием и т.д.
Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов обеспечивающих успешность освоения иностранного языка школьниками. За этим понятием стоит:
Основными компонентами иноязычных особенностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти процессы или функции у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения. Мало способный к изучению иностранного языка ученик – это на самом деле ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание, волевые качества. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим способом обеспечить. Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, тренировку его психических функций и использование принципов индивидуального подхода.
С уровнем развития иноязычных способностей можно соотнести понятия «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Они являются весьма относительными, позволяющими учителю сравнивать школьников.
«Сильным» можно считать ученика, владеющего универсальными учебными действиями в качестве основы самостоятельной учебной деятельности и обладающего значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь способностью вероятностного прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания.
«Средним» учеником может оказаться школьник, не владеющий всем комплексом универсальных учебных действий и обладающий значительным показателем объема вербальной памяти, а также способностью прогнозирования, немеющий сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет ему добиваться определенных результатов в учении, но не обеспечивает легкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности. Чаще всего встречаются случаи, когда ученики недостаточно владеют универсальными действиями для выполнения учебной деятельности и одновременно имеют неплохие иноязычные способности.
«Слабым» считается ученик, у
которого плохо развиты универсальные
умения учебной деятельности, слуховая
память, аналитико-синтетические
Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иностранным языком, является их опыт владения родным языком. Школьники этого возраста относительно свободно владеют родным языком: могут в довольно широких пределах понимать услышанное, связанно излагать свои мысли, пересказывать прочитанный текст. Родной язык – помощник учителю иностранного языка.
Важен учет и физиологических особенностей развития организма младшего школьника. Последние данные о развитии мозга подтверждаю положение о том, что приспособление ребенка к школьным условиям является огромным испытанием для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Адаптация к новым учебным условиям определяется структурно-функциональной зрелостью физиологических систем ученика и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма. Физиологи установили, что возраст 6-7 лет является переломным моментом в развитии системы зрительного восприятия есть ряд, связанных с этим особенностей, которые нужно усчитывать подогам, отмечается несовершенство зрительной функции, так запоминание и опознавание геометрических фигур происходит так же, как у взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены.
Слабо развита способность к распределению внимания (ребенку трудно одновременно слушать объяснения и выполнять задание: он может или слушать, приостановив работу, или, наоборот, работать, не воспринимая речь учителя), невелика и устойчивость внимания. есть и другие данные, которые заставляют с осторожностью относится к форсированию нагрузок для младшего школьника.
В связи с выше изложенными
Нельзя не упомянуть еще об одном факторе, особенно важном для меленьких учеников – факторе успеха. При организации обучения иностранному языку вообще и контроля в частности важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Дети 7-9 лет, так же как и шестилетки все еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты сделал это плоха» они понимаю так: «Ты плохой» и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.
Учитывая эту возрастную особенность лучше использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили. Она включает в себя 4 компонента:
Ученик должен знать критерии оценки учителя, благодаря ориентации на эти критерии у него формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля.
Учет психологических
Не менее важным фактором успешности обучения иностранным языкам в начальной школе является знание учителем методики развития у учащихся способности понимать иноязычную речь (на слух и при чтении) и способности самостоятельно (а не на основе повторения за учителем) строить высказывания в устной и письменной речи.
Аудирование является одновременно средством и целью обучения. Оно дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.
Аудирование как цель обучения означает развитие у детей умения понимать на слух:
Желание слушать тексты на иностранном языке возникает, если ребенок знает, зачем он слушает (мотив) и что будет в результате этого. Для этого прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей. Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и тому уровню трудности, который он могут легко преодолеть.
В зависимости от полноты понимания информации различают 2 вида аудирования:
Аудирование как цель обучения, как умение понимать на слух информацию на иностранном языке развивают специально и целенаправленно. Для этого используются 2 группы упражнений:
Упражнения направленные на формирование механизмов аудирования, функционирование которых и позволяет понимать речь на слух. Примеры этих упражнений:
Вторая группа упражнений включает упражнения на восприятие на слух и понимание основного содержания текстов, и полное понимание текстов. Данная группа упражнений связанна с аудиотекстом, которая включает 3 этапа:
В целях проверки понимания используются и тестовые формы контроля:
Задание, направленное на проверку понимания, бывают двух видов:
Развитие умений читать на иностранном языке и понимать читаемое – другая важная цель начальной ступени общего образования. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники должны уметь:
Основную задачу во втором классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке.
Информация о работе Особенности обучения иностранному языку в начальной школе