Особенности организации деятельности психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:17, курс лекций

Описание работы

Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:
психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
психолого – медико - педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;
школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;
профориентационные консультативные центры;

Файлы: 1 файл

психологическая служба в образовании.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

        Взаимосвязь центра с другими организациями и ведомствами - важнейшая часть его работы, успех которой во многом зависит от умения устанавливать  с ними контакты, точно определять все имеющиеся там возможности, которые могут помочь решению проблем  человека. Центр тем самым выполняет социодиспетчерскую функцию.

 

II. Профессионально-этические принципы деятельности психологов центра

 

Практическая деятельность психологов центра психологической помощи основывается на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:

- теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;

- проблемы индивидуального и личностного развития;

- теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;

- учение о психокоррекционных методах;

- неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.

 

Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теория семьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможной постановка диагноза и можно было бы выбрать то или иное направление психотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетом дальнейшей психотерапевтической практики.

     Практическая психология - это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы.

 

      Специалисты психологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества.

       Круг тем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целом можно свести к трем разделам:

  1. деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения психолога центра в процессе оказания помощи клиенту;
  2. этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологической помощи;
  3. деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологической помощи в работе профессионала.

 

 

 

 

1. Основные принципы работы с людьми в рамках психологического учреждения

 

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности.

2. Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему,  они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться.  При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента.

3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным.

4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции.

     Психологи, работающие в одной команде, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи.

    История клиента, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с клиентом и не обладающих специальными полномочиями. Если клиенты, или участники обследования, не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

 

6. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который  гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и "лечения" всеми и каждым специалистом. Это означает, что "плотнее" других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы ("мозговая атака").

 

2.  Принципы работы возрастного психолога-консультанта.

Принципы, выделенные в работах В.В.Столина:

  1. Принцип анализа подтекста.
  2. Принцип учета мнения всех сторон, принимающих участие в ситуации.
  3. Принцип отказа вот конкретных рекомендаций
  4. Принцип системности - работа с семьей в целом
  5. Принцип уважения личности клиента
  6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта
  7. Принцип сравнения с возрастной нормой  психического развития ребенка и принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

     В сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы:

  1. Принцип соблюдения  интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия)
  2. Щадящая форма сообщения диагноза (учет уровня развития родителей и сообщение помимо негативной части диагноза и позитивной части).
  3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирование ее членов.

           Принципы, выделяемые как основа  работы школьного психолога-консультанта

  1. Психолог представляет интересы ребенка
  2. Не навреди!
  3. Принцип уважения личности консультируемого (не навязывать свое мнение, перед психологом не стоит задачи перестроить личность)
  4. Принцип неразглашения информации (информация о ребенке сообщается учителям и родителям с учетом этических принципов практической психологии).
  5. Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.

 

 

  1. Специфика работы детского психолога

 

     1. Ребенок не  способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны

психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка.

     2. Ребенок не  может  ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать  заинтересованность ребенка в процессе консультирования.

    3. Отсутствие рефлексии у ребенка.

 

      Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.

1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов  выдвинул своеобразный принцип - отказ от конкретных рекомендаций ("Я советов не даю"). Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда.

     Причины этого:

- скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение;

- обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится "советчиком", он становится в позицию учителя по отношению к ученику,  что автоматически вызывает сопротивление клиента;

- конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за  собственную судьбу.

       Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.

2.  Второй принцип - анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование  в соответствии с этим своих действий.

 

3.  Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.

4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем.

       Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача - помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя - счастливыми.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку "дружбы" или "симпатии".

В психотерапии существуют два важнейших понятия:

- "перенос", то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом  свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;

- "контрперенос" - склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.

Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности.

Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.

 

III. Ведение документации на клиентов психологической службы

 

        Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности социального работника, способ анализа состояния клиента и его проблем. Однако на практике документация ведется редко. Исключение составляют записи на прием в общей книге регистраций, где фиксируются звонки и обращения тех, кто нуждается в помощи.

        Ведение документации на клиента способствует преодолению собственной и общей некомпетентности. В этом контексте документирование  как фиксирование словесных образов, кодирование высказываний, "историй", знаковых и символических действий становится средством овладения собственным поведением, способом регуляции поведения других, то есть клиентов.

 

1. Значение документирования:

1. Является своеобразной "памяткой", напоминанием о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил перед собой для их решения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме "стимул-реакция". Они становятся символами - носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца.

Информация о работе Особенности организации деятельности психологической службы