Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:17, курс лекций
Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:
психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
психолого – медико - педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;
школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;
профориентационные консультативные центры;
Склонность к развитию данного синдрома (пресыщение общением) - непреходящая усталость, подавленность, немотивированная агрессивность, недовольство собой и окружающими - является достаточным основанием для заключения о профессиональной непригодности кандидата к психологической деятельности, то есть об отсутствии у него специальных способностей.
Дополнительно используются две невербальные шкалы измерения альтруизма и консерватизма для оценки выраженности наиболее важных мотивационных составляющих профессиональной направленности представителей социальных профессий.
Шкала альтруизма представлена четырьмя фотографиями взрослых особей (человека, собаки, кролика, чайки) и четырьмя фотографиями их детенышей.
За числовую меру выраженности мотивации альтруизма принимается частное от деления суммы произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале) на ранговые оценки (по 8-балльной ранговой шкале оценок) стимулов первого класса. Чем больше полученная величина, тем более выражена альтруистическая мотивация (помощь детям, попечительство детей).
Шкала консерватизма состоит из 12 стимульных конфигураций: шести гармонических уравновешенных (не содержащих противоречий или диссонансов) и 6 дисгармоничных структур (содержащих противоречие или диссонанс). За числовую меру принимается индекс, полученный при делении суммы произведений абсолютных баллов (по 10-балльной шкале) на ранговые оценки (по 12-балльной ранговой системе оценок) конфигураций, не содержащих диссонансов, на сумму произведений абсолютных баллов на ранговые оценки конфигураций, содержащих диссонансы. Чем больше полученная величина, тем более выражена тенденция к консерватизму (следованию нормам, правилам, догматическим заключениям и т.д.).
Из-за необходимости иметь достаточно надежный способ оценки развития у кандидата умения влиять на других людей используется также игровой тест: "доклад о перспективах развития психологической службы". Кандидатам предлагается написать доклад на заданную тему и выступить с ним перед аудиторией "директоров центров": за количественную меру эффекта фасциации (очарования) принимаетя усредненная оценка впечатления от доклада, полученного "директорами".
Анализ результатов обследования претендентов
Для оценки влияния двух гипотетических компонентов специальных способностей на прогноз успешности психологической деятельности используются:
- дисперсионная двухфакторная схема анализа;
- параметрический анализ различий по критерию Стьюдента.
Влияние гипотетических компонентов специальных способностей на выраженность базисных (первичных) черт личности в профилях кандидатов статистически значимо только для факторов В (F=5, р<0,05) и Н (F=7,1, р<0,01). Увеличение индекса уровня развития социального интеллекта (способности к распознаванию отклонений в функционировании "объекта") влечет за собой повышение оценок по фактору В (вербальный интеллект). Совместное увеличение индекса уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности (способности корректировать отклонения поведения "объекта") приводит к значимому преобладанию в личностном профиле кандидата фактора Н (невосприимчивости к угрозе в процессе общения, решительности, т.е. "смелости").
Фактор В (интеллигентность) является общим членом уравнений регрессий для прогноза успешности работы как психологов-практиков, так и психологов-исследователей. Различный вклад главных компонентов специальных способностей в вариативность фактора интеллектуальности и смелости может отражать латентную структуру способностей, предрасполагающих к работе как исследователя, так и практика.
При избирательной склонности к практической работе психолога можно ожидать более высоких оценок по факторам общительности, фрустрированности, интеллектуальности, эмоциональной стабильности, конформности.
При избирательной склонности к исследовательской работе можно ожидать в профиле кандидата более высоких оценок по факторам общительности, социальному контролю желаний, интеллектуальности и проницаемости.
По уровню выраженной социальной фасилятивности статистически значимо различаются психологи предрасположенные и не предрасположенные к практической работе. Эти различия предопределяют и разницу между средними показателями по склонности к развитию синдрома сгорания и фасциации. Иначе говоря, хорошие психологи-практики обнаруживают более высокую степень защищенности от развития синдрома сгорания и большую склонность к конструктивной репрезентации в процессе межличностных и деловых форм коммуникации.
Параметический анализ дает дополнительную информацию о мотивационных составляющих специальных способностей. Так, при избирательной склонности к практической работе чаще обнаруживается выраженная установка к альтруизму, при избирательной же способности к исследовательской работе - установка к радикализму (чувствительность к противоречиям, новизне).
Основные психологические качества практического психолога
(обобщение результатов диагностики претендентов)
В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США, квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих в нашей стране к психологам относятся специалисты, изучающие поведение человека и психологические процессы с целью объяснения действий людей.
Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы при решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п.
В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг:
- экспертного обслуживания населения,
- коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп либо для совершенствования индивидов или групп).
В коммуникативном плане профессия психолога - классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, то есть таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.
Успешность деятельности психолога предопределяется:
1 - уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;
2 - уровнем сформированности у него проективных умений (или силой воздействия на других людей);
3 - степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности).
В ряде отечественных исследований установлена связь между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности, была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) - с другой. Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности.
При этом ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления человека (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности).
Установлено, что наиболее важными качествами, предопределяющими успешность работы психолога, являются:
- общая интеллектуальность (фактор В);
- резистентность к социальной угрозе (фактор Н - смелость, успешность в общении).
Более выраженные оценки по фактору В типичны для представителей исследовательских профессий; этот фактор индивидуальности дает психологу возможность работать с самыми разными контингентами людей.
Более выраженные оценки по фактору Н типичны для представителей практических социальных профессий, которых с психологами объединяет высокая интенсивность профессиональных контактов с клиентами
У кандидатов с более выраженным уровнем развития проективных умений (социальной фасилятивности) прогноз эффективности в сфере практической деятельности также более высокий. Кроме того, они обнаруживают способность к подавлению защитных механизмов избегания контактов с клиентами и отрицания у них проблем (по тесту ПСС) и более выраженные способности к фасциации (умение влиять на аудиторию в нужном направлении в игровой ситуации).
Для кандидатов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам (А), "эмоциональная холодность" и рациональность в установлении контактов (N), сдержанность (Q3) и общая интеллектуальность (В) при выраженном интересе к человеку. Эти качества очень близки к перечню качеств ученого по К.А.Ромулю. И тем не менее специфическая область деятельности психолога - человек и его проблемы - предопределяет преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой, по сути, всегда есть общение двух субъектов.
Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам (А), умение поддерживать контакты (Н), умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С), умение эмоционально притягивать к себе людей (F), интеллектуальность (В) при высокой чувствительности (Y), облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к чувству вины (Q), или повышенной ответственности за свои действия, фрустрация (Q4) или осознание границ своей компетентности и самодостаточность (Q2) или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.
В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и особенно в тех случаях, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требует от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. Именно этими обстоятельствами объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, к их уровню профессиональной подготовки, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношения к клиенту.
YI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах
В сфере охраны психического здоровья и терапии действуют представители пяти признанных профессий:
Различающиеся деталями морально-этические нормы, установленные для указанных профессий, опираются на общее убеждение в фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Этические принципы включают также требования повышения своего профессионального уровня, сохранения личностного достоинства и преданности делу. Первостепенная обязанность работающего в сфере охраны психического здоровья специалиста - оказание помощи и обеспечение прав клиента (или пациента), соблюдение тайны, а также уважение принятых клиентом решений. Не меньшее значение имеет коллегиальность.
Вместе с тем есть и существенные отличия, касающиеся образования, степени самостоятельности в работе и контроля со стороны государства у каждой из вышеуказанных профессий. Профессии психотерапевта это касается в первую очередь. В словаре Ч.Райкрофта психотерапевтом называют или человека, который практикует психотерапию любого вида, независимо от того, имеет ли он медицинское образование и к какой из школ принадлежит, или любого человека, который практикует психотерапию, но не является психоаналитиком. Под психотерапией при этом понимается любой вид "лечения разговором" (во всех видах психотерапии говорит та или другая сторона, а в большинстве случаев говорят обе).
Психотерапия может быть: индивидуальной или групповой, поверхностной или глубинной, интерпретативной, поддерживающей или суггестивной.
Последние три различаются по целям, которые лежат в основе высказываний терапевта.
Под интенсивной терапией понимается или частота посещений пациента или проявляемая терапевтом активность. Данный термин во всех случаях подчеркивает отличия от соматического лечения.
Для составления профессиограммы психотерапевта - описательной характеристики общих особенностей профессий, входящих в данную группу, необходимо сгруппировать требования по общности пяти факторов: времени подготовки, способностям, склонностям, характеру нервного напряжения и усилиям.
Время подготовки психотерапевта, по данным американского исследователя К.Бейкера, довольно длительно. Желающие стать психотерапевтом (клиническим психологом) поступают в США после колледжа в университет на факультет психологии. Курс магистра включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований, охрана психического здоровья и психопатология. После завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.
Большинство специализирующихся по психологии проходит программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо, как минимум, пройти трехлетнюю программу из 27 курсов, включающих помимо дисциплин магистерского уровня, следующие предметы: биологические основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Докторант должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию (супервизора). По завершении курсов докторант приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 часов в неделю) под руководством психолога-клинициста. В период интернатуры докторант изучает детскую, взрослую, групповую и семейную терапию, а также методику тестирования. Для получения степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.
Информация о работе Особенности организации деятельности психологической службы