Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:17, курс лекций
Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:
психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
психолого – медико - педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;
школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;
профориентационные консультативные центры;
2. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле и почему, что еще необходимо сделать.
3. Документ фиксирует результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, то есть может выступать в роли отчетного документа.
4. При необходимости документирование становится доказательством компетентности и добросовестности социального работника или специалиста.
5. Документация способствует повышению квалификации специалиста. В процессе письменной фиксации специалист как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, формировать критический стиль мышления.
2. Задачи документирования:
- накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним и другими субъектами;
- фиксация процесса оказания помощи;
- укрепление междисциплинарного сотрудничества, координация усилий разных специалистов, организаций;
- передача зафиксированной и закодированной информации о клиенте и его проблемах на все уровни управления и исполнения;
- обобщение методов работы, адаптация к идее инновационной деятельности;
- использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического планирования, информационных и деятельных моделей обслуживания;
- систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней всех нуждающихся;
- типизация категорий клиентов и условий их обслуживания для банков данных информационных служб.
3. Функции докуметирования
- клиническая: своеобразная "история болезни", в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода лечения и перечисления тех средств и методов, которые при этом были использованы;
- профессиональная: сбор информации служит средством повышения профессионализма специалиста;
- организационная: стимулирует специалиста к реализации определенной системы организационных мер;
- административная: обеспечение центра информацией о работе всех отделений и специалистов и т.д.
Ведение документации начинается с письменного оформления "договора", "соглашения" или "контракта" с клиентом. В документе фиксируются цели совместной работы, методы ее осуществления, готовность клиента сообщить о себе необходимую информацию. В дальнейшем могут вноситься изменения в условия первого соглашения. Но сотрудничество начинается именно с оформления первого документа. Он очерчивает сферы ответственности сторон, что исключает возможность превращения документации в своего рода "досье", которое ведется без ведома и участия клиента в нарушение его человеческих прав.
4. Состав "личного дела" клиента:
- база данных о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация собирается во время приема, посещения на дому, в виде справочной информации, обследования, заполнения бланков, форм;
- информация о ходе совместной работы по решению проблемы - принятие решений, результаты обсуждения, официальные распоряжения и т.д.;
- заключительная запись о достигнутом результате, выводы , резюме.
5. Основные виды и документирования:
- повествовательное изложение проблемы со слов клиента, других участников взаимодействия (субъективная информация);
- повествовательное описание с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов (аналитическая информация);
- результаты тестирования, анкетирования, всевозможные справки, свидетельства (объективная информация);
- планы и программы действий, протоколы, заявленные обязательства, характеристики, доверенности, составленные по определенной форме (деловая тактическая информация);
- отчетные документы (о проделанной работе, о получении денежных сумм и т.п.) выводы комиссий, акты обследования (информация, фиксирующая результаты).
6. Основные формы документирования:
- свободная, не требующая для усвоения никаких правил (характерна для описательного документирования);
- создаваемая по правилам и стандартам - протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления и т.п.;
- создаваемая по заранее заданным шаблонам, бланкам с помощью коротких ответов, отметок и т.д.
- аудио и видеозаписи.
7. Основные принципы ведения документации:
- принцип полноты в формировании данных о клиенте и процессе решения его проблем (с ним связано рассмотрение документации как "базовой", всесторонней, тщательно и точно подобранной информации, которую можно использовать для решения разных задач);
- принцип умеренности (представление информации в сжатой, сдержанной, экономной, удобной для работе форме);
- принцип фрагментарности (отказ от тотальности в отражении проблем клиента, представление их в виде "ключевых", значимых моментов);
- принцип накопления безоценочной и эмоционально нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков и т.д. из-за собственных негативных установок.
IY. Социально-психологические предпосылки успешной деятельности практических психологов.
1. Специальные психологические способности
Введение в практику работы учреждений социального и социально-психологического обслуживания государственных стандартов социального обслуживания требует определения содержания труда психотерапевтов, психологов-консультантов, социальных работников, а также критериев оценки их профессиональной подготовленности и уровня квалификации.
Стандартизация труда требует проведения психодиагностики специальных способностей как исходного фактора успешной деятельности психологов-практиков.
Еще в 20-е годы в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешной деятельности психолога-экспериментатора: 1- вербальные способности понимать речь (владеть ею); 2 - психоспективные - то есть способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания).
В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросника 16 PF для анализа различных профессиональных групп также подтвердило существование различий не только в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других профессиональных групп, но и внутри данной группы.
Профессиональные портреты (Р.Кеттелл) психологов - практиков и психологов-диагностов, выраженные в форме так называемых уравнений эффективности, имеют определенные различия:
- психолог-практик = 0,72А+ о,29В + о,29Н + 0, 29N;
- психолог-исследователь = 0,31А + 0,78В + 0,47N.
Сходство данных профессиональных подгрупп выражается тремя факторами: готовностью к контактам (А), умением поддерживать контакты (N), общей интеллектуальностью (В). Различия - наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми (Н). Не случайно при экспертных опросах психологов многие из них выделяют способность практически решать задачи на общение (талант общения) как специальную способность именно психологов.
В структуре этой способности можно теоретически вычленить пять главных составляющих:
1 - умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);
2 - умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);
3 - способность к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);
4 - умение анализировать свое поведение (рефлексия);
5 - умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).
Несмотря на отсутствие общепринятых критериев оценки результативности работы психологов, можно считать, что самой необходимой способностью психолога является умение распознавать любое отклонение от нормального функционирования или развития "объекта" (индивида, малой группы) в процессе общения с ним.
В зависимости от характера взаимообусловливающих влияний психолога на клиента и клиента на психолога в процессе общения можно дифференцировать виды деятельности:
- психолог- исследователь - эксперт по распознаванию отклонений при минимизации влияния на человека;
- психолог - практик - эксперт по коррекции отклонений в функционировании человека при максимализации влияния на поведение "объекта".
Прогноз эффективности работы психолога можно рассчитать на основе скорости распознавания изменений в поведении человека (уровня развития социального интеллекта) и на основе оценки силы влияния психолога на поведение человека (социальной фасилятивности или поддерживающего отношения психолога к клиенту).
Y. Методика определения профессиональных качеств
практического психолога - претендента на работу в психологическом центре
Для диагностики профессиональных возможностей будущих практических психологов (претендентов на то или иное рабочее место в центре) целесообразно использовать две батареи тестов:
- для определения компонентов специальных способностей (социального интеллекта и социальной фасилятивности);
- для оценки некоторых профессионально значимых для работы психологов качеств и прогноза эффективности.
Обследование проводится в два этапа:
- перед поступлением на работу в центр,
- спустя полгода или год - перед выдачей лицензии.
На первом этапе претенденты подвергаются обследованию с помощью тестов для определения профпригодности в сфере "социального сервиса" - сформированности профессиональных намерений, способностей и т.п.
Из всех используемых тесты для определения уровня развития социального интеллекта и социальной фасилятивности считаются наиболее полезными для прогноза успешности деятельности в сфере социального обслуживания и управления.
Для определения уровня развития социального интеллекта (понимания поведения других людей) применяется модифицированная версия теста Салливена-Гилфорда, тест включает четыре субтеста:
1 - субтест "ситуации для заключений",
2 - субтест "группы выражений",
3 - субтест "понимание устных высказываний",
4 - субтест "ситуации, которые надо дополнить".
Субтест "ситуации для заключения" состоит из 29 рисунков, на которых показаны реакции людей на конкретную ситуацию. После определения намерений и чувств персонажей необходимо выбрать один из трех рисунков, на котором изображено то, что должно произойти.
Субтест "группы выражений" состоит из 30 пар изображений. В одно предъявление включается три изображения, расположенных справа, и четыре - слева. Три левых изображения однотипны, так как они отражают одно и то же эмоциональное состояние. Один из правых рисунков совместим с ними, поскольку он отображает тот же тип состояния, что и левые рисунки. Необходимо выбрать однотипный с правыми левый рисунок.
Субтест "понимание устных высказываний" состоит из 24 пар "высказываний - речевых ситуаций" (слева фраза, справа три группы по два человека, между которыми эта фраза могла прозвучать. После определения контекста диалога нужно выбрать одну из трех групп, для которой сказанная фраза принимает иной смысл или сказана с другим подтекстом.
Субтест "ситуаций, которые нужно дополнить" состоит из 28 пар серий картинок. В первой серии всегда отсутствует один рисунок. Отсутствующий рисунок находится среди четырех рисунков второй серии картинок. После анализа первой серии нужно выбрать правильный рисунок из второй серии, чтобы "комикс" приобрел смысл и стали понятными чувства и мысли персонажей.
Подсчитывается число правильных ответов по каждому из субтестов и по тесту в целом.
Для определения социальной фасилятивности (силы воздействия на "объект") применяется оригинальная версия ситуативного теста "собеседование". Каждый претендент должен изложить перед группой психологов-экспертов свою версию причин поступления на работу в центр. Группе экспертов (профессиональных психологов и супервизоров-методистов) предлагается оценить степень социальной фасилятивности кандидата - его умения снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам.
Фасилятивный эффект оценивается с помощью биполярных, графических шкал: общительности (готовности к контакту); смелости (умению поддерживать контакт); тактичности (умению чувствовать контекст ситуации); интеллектуальности (умению логически обосновывать свои выборы). Оценка производится сразу после "прослушивания". За количественную меру эффекта фасилятивности принимается усредненная оценка экспертов по четырем независимым факторам фасилятивности.
На втором этапе обследованию подвергаются только те из кандидатов, кто успешно прошел собеседование и работал в центре.
Тесты 16PF Кеттелла и ПСС (предрасположенности к развитию синдрома эмоционального сгорания) считаются наиболее надежными для оценки сформированности профессионально значимых качеств в практической работе психолога и прогноза успешности его деятельности. На основе вычисления оценок выраженности в профиле кандидата 16 базисных (первичных) факторов рассчитывается коэффициент прогноза успешности деятельности психолога-практика и психолога-исследователя по уравнениям регрессии.
Для оценки риска развития синдрома "сгорания" (бессилие или уход от решения проблем клиента) в процессе профессионального общения используется шкала ППС, созданная на базе ММPI. Шкала включает 99 утверждений, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. За эмпирическую меру склонности к развитию синдрома "сгорания" принимается число совпадений ответов обследуемого с ключом шкалы. Чем ниже суммарный индекс (число правильных совпадений), тем более выражена склонность к развитию "эмоционального сгорания" в процессе профессионального общения с клиентами.
Информация о работе Особенности организации деятельности психологической службы