Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:17, курс лекций
Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:
психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
психолого – медико - педагогические комиссии при РОНО и ГУНО;
школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;
психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;
профориентационные консультативные центры;
Обладающий степенью доктора психологии (Ph D) психотераппевт может начать преподавательскую карьеру в университете или в частной компании. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного психолога-клинициста, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен состоит из раздела, устанавливаемого психологической ассоциацией и относящегося ко всем аспекта психологии, а также из раздела, устанавливаемого регионом, выдающим лицензию, и касающегося морально-этических норм и законодательства данного региона.
Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику без чьего-либо наблюдения.
В последнее время в психотерапевтических исследованиях активно обсуждаются два важных фактора:
- различная эффективность работы психотерапевтов,
- люди с различными личностными особенностями нуждаются в различных типах психотерапии.
Было обнаружено (М.Келли), что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле факторов общительности, смелости, расчетливости, общей интеллектуальной одаренности можно достаточно точно предсказать успех в работе. Во многих работах подтверждается, что вера, интерес, энтузиазм психотерапевта - важные факторы, способствующие достижению успеха. Не менее важны сопереживание и доверительные открытые отношения с клиентом. Установлено, что психотерапевты, которым несвойственны теплота, эмпатия и открытость, могут даже ухудшить состояние своих клиентов.
В проведенных в Калифорнии исследованиях психотерапии несовершеннолетних преступников изучались различия терапевтических потребностей личности. Результаты показали, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущение неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам подростка. Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями большего эффекта достигали психотерапевты, которые особое внимание обращают не на внутренние переживания клиентов, а на внешние способы контроля поведения.
Проводится много исследований, посвященных синдрому "эмоционального сгорания". Установлено, что "сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как им не удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию). И как результат этого - беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. К симптомам "сгорания" относят также негативное отношение к клиентам и работе, злоупотребление химическими агентами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), отсутствие аппетита или переедание, негативная "Я-концепция", упадочничество и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия), чувство вины.
Выявлены три фактора "эмоционального сгорания": личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что эти факторы не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Возраст коррелирует с субшкалой "exhaustion", хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального сгорания". Исследование связи мотивации и "сгорания" показали влияние таких факторов, как чувство своей значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено.
С развитием "сгорания" связано все, что является для человека стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния.
К.Кондо относит к "сгорающим" также "трудоголиков". Х.Дж. Фрейденберг описывает "сгорающих" так: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся. Е.Махер дополняет этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии".
Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и "сгоранием". К.Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как результат работы зависит от слаженности действий. Работа в ситуации распределенной ответственности, когда сильно выражено "коллегиальное начало", ограничивает развитие "сгорания".
Организационный фактор. "Сгорание" связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Развитию "сгорания" также способствует неопределенность или недостаток ответственности.
Администрация центров должна смягчать развитие "сгорания", обеспечивая работникам возможность профессионального роста, четко распределяя обязанности, продумав должностные инструкции, организуя социальную поддержку.
Профессиональная помощь при развитии синдрома "сгорания": применение лекарственных препаратов, применение "малословной" терапии Фрейденберга и некоторых вариантов поведенческой терапии.
YII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы
Психологическое консультирование и терапия тесным образом связаны с диагностикой, вынесением заключения по какому-либо вопросу и с профилактикой – совокупностью способов и приемов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению.
Задача психологов и психосоциологов состоит не только в отклике на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий. В определенного вида профилактике нуждаются все люди. Устранение «факторов риска» в таких сферах, как образование, здоровье, личная безопасность и др., должно проводиться в первую очередь на государственном уровне. Государственные программы способны изменять стиль жизни людей в целом благодаря комплексу используемых мер.
Важным принципом любой профилактической работы остается преимущество предупреждения над лечением, изучение секретов здоровья, а не болезни. Профилактика – запланированное устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. Есть целый ряд универсальных факторов, которые могут прямо влиять на создание благоприятной обстановки:
Говоря о профилактике с точки зрения психологических подходов, нельзя не сказать несколько слов о том, что такое психическое здоровье. Существуют различные подходы к пониманию психического здоровья.
Психическое здоровье:
- отсутствие выраженных психических расстройств,
- наличие резерва сил, позволяющих преодолеть неожиданные стрессы,
- наличие равновесия между человеком и окружающей средой.
Психическое здоровье как отсутствие асоциального поведения.
Несмотря на множество всевозможных «факторов риска» и одинаковую опасность для всех, не каждому из нас грозит психическая или морально-негативная инвалидность. Есть категории людей, которые наиболее чувствительны к негативным влияниям, часто по независящим от них обстоятельствам: из-за своего возраста, особенностей воспитания, условий жизни, врожденных психических и биологических пороков, состояния здоровья. Профилактические программы должны быть разработаны и сориентированы на те категории, которые составляют группы наиболее высокого риска – это подростки, малолетние дети, престарелые, осиротевшие и т.д. В центр любой модели профилактической работы должна ставиться личность, а не ее отклонения в поведении или психическом здоровье. Это предполагает ориентацию на здоровые начала, на поиск причин, вызывающих появление патологических последствий и перенос акцентов на оказание психологической помощи и поддержки «группам риска».
В узком значении психологические методы профилактики представляют собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению.
Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика.
Первичная профилактика - психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность.
Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А,Бандура). Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого. Так, для подростков моделью скорее станет не взрослый, а несколько более старший подросток. Модели должны демонстрировать реалистические способы преодоления проблем или достижения целей, изредка терпя неудачи и проходя через определенные трудности. Так, отношение к Хиллари Клинтон в результате скандально известного романтического увлечения ее мужа не только не ухудшилось, но заметно улучшилось. Социальное подкрепление с необходимостью должно последовать за когнитивным усвоением новой модели поведения, это сильнейший мотивирующий фактор, причем положительное подкрепление как поощрение и поддержка оказывается намного более эффективным, чем отрицательное. Иными словами, показывая, что и почему «плохо», необходимо демонстрировать, чем другой стиль поведения «лучше», его преимущества. Например, программа "Ваше здоровье - 2000", в рамках которой в США был разработан курс антинаркотического воспитания. Каждый урок этой программы относится к одному из трех возможных типов:
1. Передача информации.
2. Тренинг навыков общения.
3. Укрепление уз, связывающих ребенка с семьей, родителя-
ми, друзьями. К методическим разработкам первого и последнего уроков в каждом классе прилагаются претест и посттест. Некоторые компоненты программы включают развитие «Я-концепции» личности, навыков овладения жизненными ситуациями.
Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход:
Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства.
Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной:
(мотивообразование),
Этапы вторичной профилактической работы:
Информация о работе Особенности организации деятельности психологической службы