Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:06, доклад
Роль и место компьютерных технологий в системе дистанционного обучения: одной из целей является понимание того, почему обратились к информационным технологиям, в чем их привлекательность для системы образования. С этой целью целесообразно рассмотреть дидактические свойства и функции компьютерных технологий.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, отличительные признаки такого средства, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Роль и место компьютерных технологий в системе дистанционного обучения: одной из целей является понимание того, почему обратились к информационным технологиям, в чем их привлекательность для системы образования. С этой целью целесообразно рассмотреть дидактические свойства и функции компьютерных технологий.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, отличительные признаки такого средства, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями.
Под дидактическими функциями средств обучения понимается их назначение, роль в учебно-воспитательном процессе для достижения определенных дидактических целей. Чтобы быть более точным в определении дидактических функций, можно обратиться к самому понятию «функция» (в пер. с лат. - исполнение, осуществление), то есть это внешнее проявление заложенных в них свойств в данной системе отношений. Таким образом, дидактические функции средств обучения есть внешнее проявление свойств
средств обучения (учебных сред), используемых в учебно- воспитательном процессе для реализации поставленных целей.
В последние годы все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи, конкретно - компьютерных технологий. В пользу подобного утверждения для различных моделей дистанционного обучения, как уже указывалось выше, говорят следующие факторы:
- Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической).
- Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т. д.
- Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи.
- Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.
- Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио- конференций и видеоконференций.
- Возможность диалога с любым партнером.
- Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
- Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
Организация дистанционного обучения в различных системах образования предусматривает необходимость разработки тщательно продуманных педагогических аспектов проблемы, направления организации не просто информационной, а именно образовательной среды для широких слоев населения, желающих получить то или иное образование, конкретный курс обучения в любом регионе, независимо от возраста и социального статуса обучающегося (см. Приложение I).
Итак, что могут телекоммуникации для решения проблем обучения? Каковы их дидактические функции?
Если мы просто попробуем соединить два компьютера, находящиеся друг от друга на каком-либо расстоянии, что при наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности, то это еще не будет решением педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь тогда, когда технические возможности телекоммуникаций удалось соединить с методом проектов, основанным на поисковых, исследовательских методах, решение проблемы не просто сдвинулось с места, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Прогресс наблюдался, когда возможности телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций, FTP, WWW и т.д.) были соединены с четко разработанной программой дистанционного обучения, повышения квалификации «специалист». Проблема продвинулась далее, когда теле конференции также были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации преподавателей.
Говоря о дидактических свойствах и функциях компьютерных технологий в аспекте дистанционного обучения, важно иметь в виду два важнейших фактора:
1. Обучение (не самообразование) по определению предполагает
взаимодействие преподавателя и обучающегося. Наличие, таким образом, преподавателя в системе обучения обязательно, что обусловлено, прежде всего, принадлежащей ему функцией управления процессом обучения.
2. Каждая система обучения строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм, средств обучения.
Современный курс дистанционного обучения целесообразно строить на определенных концептуальных педагогических положениях.
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Обучение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в современном обществе, где доступна любая информация.
Отсюда стала необходимой более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там, когда и где это удобно обучающемуся. Необходимо, чтобы обучающийся не только овладел определенным количеством знаний, но, что представляется более важным, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами когнитивной деятельности.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучающегося с первых шагов следует вовлечь в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения обучающиеся (любого возраста и социального статуса) должны прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучающихся в сети предполагает в не меньшей степени, чем в очном обучении, использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучающегося и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов, разноуровневого обучения, модульного обучения и пр.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. При дистанционном обучении весьма актуальны проблемы социализации.
Обучение дистанционно предусматривает ту или иную форму дифференциации, поскольку оно изначально нацелено на образовательные услуги. Следовательно, совершенно необходимы технологии разноуровневого обучения там, где это возможно, а также другие известные в дидактике способы дифференциации, доступные используемым средствам информационных технологий.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в тексте материала, а также возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
В специальной литературе по дистанционному обучению выделяют ряд характеристик, присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным. Так, курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучающегося, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов.
Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучающимся и обучающим, обратную связь между обучающимся и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Кроме того, чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучающиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.
Мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства.
Структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучающийся имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения.
Курс дистанционного обучения должен обладать следующими качествами
- развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса, а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимозависимость частей);
- удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности);
- использование, если это методически оправдано, звука анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. (обучающийся также должен иметь возможность распечатать любую «страницу» подобного учебника);
- учебник должен быть доступен обучающемуся, по возможности, несколькими способами (например, и по Интернет, и на CD-ROM);
- наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник.
Возникает вопрос: для какой категории обучающихся такое дистанционное образование может представлять интерес?
Если иметь в виду высшее образование, то такое обучение может быть адресовано различным категориям обучающихся:
- самостоятельно изучающим какой-либо учебный курс, который не преподается в вузе, но по которому можно экстерном сдать экзамен, получив соответствующий сертификат;
- желающим углубить свои знания по какому-то предмету, разделу программы;
- желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий;
- желающим получить дополнительное образование по полному курсу в зарубежном университете или желающим изучить какой-то конкретный курс зарубежной университетской программы.
Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (collaborative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса; предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными, через систему Интернет.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным (предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов) и итоговым (со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов) в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих работ.
Проблема организации дистанционного обучения многопланова и чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается рассмотренными вопросами.
Дидактические основы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения: любая система обучения в любых ее формах и проявлениях только в том случае станет отвечать своему назначению, если в ней изначально будет заложен ряд простых факторов, а именно: взаимодействие преподавателя и обучающихся; наличие достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным процессом; устойчивая мотивация учебной познавательной деятельности.
Эти факторы инвариантны для любой системы обучения, ибо обучение - это взаимодействие преподавателя и обучающегося в совместной познавательной деятельности. Без этого сама система обучения как таковая теряет свою сущность.
Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, профессионально-технических училищах, вузах. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Поэтому уже в настоящее время возникла очевидная потребность не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий.
Информация о работе Особенности организации дистанционного обучения