Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:06, доклад
Роль и место компьютерных технологий в системе дистанционного обучения: одной из целей является понимание того, почему обратились к информационным технологиям, в чем их привлекательность для системы образования. С этой целью целесообразно рассмотреть дидактические свойства и функции компьютерных технологий.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, отличительные признаки такого средства, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями.
Решать все эти актуальные проблемы следует эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо, учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, целесообразно найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, то есть реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях.
Таким звеном могут стать новые информационные технологии. Только они позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых образовательных технологиях. Поэтому прежде всего важно определиться с приоритетами в области образовательных технологий с учетом поставленных целей, с учетом интересов развития личности, а применительно к иностранным языкам и межкультурной коммуникации - вторичной языковой личности (Халеева, 1989).
Среди разнообразных новых образовательных технологий наиболее адекватными поставленным целям являются следующие направления:
- «обучение в сотрудничестве» (collaborative learning);
- метод проектов;
- индивидуальный и дифференцированный подходы к обу¬чению;
. - разноуровневое обучение; | - модульное обучение.
При использовании указанных технологий наиболее эффек¬тивно решаются проблемы личностно ориентированного обучения. Обучающиеся получают 'реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками и способностями достигать опреде¬ленных результатов в различных областях знания, осмысливать
221
получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную точку зрения на многие проблемы бытия.
До сих пор в учебных заведениях приоритет остается ^ объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, которые вполне коррелируют со структурой деятельности обуче¬ния на уроке: ведение нового материала (преподавателем), его за¬крепление (под руководством преподавателя)', воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение адекватно целям формирования «послушных» имитаторов. В соответствии с опре¬делившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой лично¬сти, на учебный процесс, в котором обучающийся является не объ¬ектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, самостоя¬тельной активностью обучающихся по поиску, обработке, осмыс¬лению и применению необходимой информации. Это не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ должны быть исключены из учебного процесса. Речь идет о смещении акцентов и о приоритетах.
В обозначенных выше тенденциях все более очевидным становится тот факт, что традиционная система занятий как един¬ственная форма работы в учебном заведении вступает в противоре¬чие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в малых группах, работа над проектами, работа по разным уровням не может уложиться в строгий регламент урока, в рамках одного
сТабильного занятия. Она требует более гибких форм организации
занятий.
Говоря о дидактических свойствах и функциях компьютер¬ных технологий, имея в виду компьютерные технологии в широком плане, следует ни на минуту не забывать о значимости традицион¬ных средств обучения (учебник, раздаточные материалы, таблицы, слайды и пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую роль. Важно найти пути их интеграции с системой дистанционного обучения с помощью новых информационных технологий.
Все более важное значение приобретают и средства новых информационных технологий, различные формы образования, в том числе дистанционное обучение на базе компьютерных техно¬логий, которое может рассматриваться либо как самостоятельная форма, альтернативная очному обучению, либо как интегриро¬ванная часть общей системы образования. Все эти средства обу¬чения, их системы, формы, отражающие новые тенденции развития образования, новые подходы к обучению, должны разрабатываться в рамках общей концепции, реализуя ее содержательную и методо¬логическую части.
При дистанционном обучении обучающийся, как правило, работает либо дома, либо в каком-то информационном центре. Так или иначе, он остается один на один с компьютером, и общение с партнерами происходит посредством сети. Разумеется, отличие общения face-to-face от общения с партнером по сети достаточно существенно. Но это живое общение, поскольку оно происходит между реально существующими и взаимодействующими партне-
223
рами (в отличие от квазиобщения с любой, даже самой умной ма¬шиной), которые не видят друг друга, но в условиях видеоконфе. ренции могут зрительно воспринимать партнера. Это живое обще¬ние на расстоянии в определенной степени аналогично общению по телефону, видеотелефону.
Главное в таком общении - его ннтерактивность, взаимо¬действие, обусловленные реакцией живого собеседника. Такое об¬щение имеет как определенные минусы (отсутствие непосредст¬венного контакта, визуального восприятия собеседника, его мими¬ки, жестов), так и немалые плюсы. При таком общении обучаю¬щийся не обременен фактом «давления» на него авторитетом парт¬нера с более развитым интеллектом или преподавателя. Он может не «комплексовать», не стесняться переспросить преподавателя или партнера, если что-то не понял, может дать волю своей фанта¬зии, творческому воображению. Другими словами, такое общение имеет свои преимущества, пожалуй, именно в условиях личностно ориентированного обучения, способствуя раскрытию потенциаль¬ных возможностей обучающег ося.
Для организации дистанционного обучения достаточно иметь персональный компьютер дома или в специально отведен¬ном для этих целей помещении. В будущем, как предполагают за¬рубежные педагоги, возможно, основная часть обучения ляжет именно на дистанционную форму, предоставляя очной форме спе¬цифические функции, связанные с обсуждением различных вари¬антов решения проблем, приобретения знаний в непосредственном контакте обучающегося с обучающим, особенно по предметам гу¬манитарного цикла, в частности иностранного языка.
Описанные тенденции развития систем образования каса¬ются сущностной их основы независимо от формы обучения. При организации дистанционного обучения необходимо ориентиро¬ваться именно на эти тенденции с учетом, разумеется, специфики данной формы обучения.
Особенности организации учебного материала для сис¬темы дистанционного обучения на базе компьютерных техно¬логий: успешность дистанционного обучения во многом зависит, как уже указывалось, от организации учебного материата. Если курс предназначен для обучения, то есть для взаимодействия пре¬подавателя и обучающегося, то соответственно и требования к ор¬ганизации такого курса, принципы отбора, организации, структу¬рирования материала, обеспечение контроля будут определяться особенностями этого взаимодействия.
Если курс предназначен для самообразования, то отбор ма¬териала, его структурирование и организация будут иными. Дидак¬тические свойства того или иного носителя информации, на кото¬ром предполагается разместить курс, также существенно влияют как на отбор, гак и на структуру учебного материала. Разными бу¬дут подходы, если для курса предполагается использовать видеоза¬пись, компакт-диск (CD-ROM), обеспечивающий интерактивность курса, телевизионный курс, радиопередачу и т.д.
Требования к организации таких курсов должны опреде¬ляться особенностями взаимодействия обучающего и обучающего¬ся в условиях телекоммуникационной сечи. При этом необходим учитывать, с одной стороны, общедидактические требования к соз. данию обучающих курсов, требования, диктуемые психологиче¬скими особенностями восприятия информации с экрана и на печат¬ной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помо¬щью принтера на бумагу), эргономические требования, с другой стороны, максимально использовать возможности, которые пре¬доставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Исходить следует из дидактических и познавательных целей и задач, так как информа¬ционные технологии - это лишь средства реализации дидактиче¬ских задач. Важное значение имеет возможность и целесообраз¬ность для разных курсов использования мультимедийных средств.
Специфика предмета изучения, используемые при этом средства (сетевые, электронные и пр.), целевое назначение курсов- все это обусловливает их многообразие. Чтобы хоть как-то разо¬браться во всем этом объеме и наметить дидактически обоснован¬ные принципы создания таких курсов, прежде всего важно опреде¬литься с общей типологией курсов дистанционного обучения, спе¬цификой каждого из типов.
Такую типологию можно провести по разным признакам: целям обучения, учебным дисциплинам, специфике предметной области, уровням подготовки обучающихся, их возрастной ориен¬тации, используемой технологической базе.
Если говорить о целях дистанционного обучения, то, как указывалось ранее, можно выделить несколько групп таких целей: 226
__ профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
_ повышение квалификации по определенным специально¬стям;
_ подготовка обучающихся по отдельным учебным предме¬там для последующей сдачи экзаменов;
- подготовка обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы или факультативного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках по опре¬деленным дисциплинам;
- базовые курсы.
Специфика предметной области также диктует свои на¬правления разработки курсов. Например, в области обучения ино¬странным языкам это могут быть курсы:
- предусматривающие обучение первому иностранному язы¬ку в рамках базового уровня;
- обучение в рамках базового уровня второму/третьему ино¬странным языкам;
- углубленное изучение иностранного языка;
- обучение отдельным видам речевой деятельности, аспек¬там языка (чтению на разных уровнях продвинутости; говоре¬нию, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);
- профильное обучение иностранному языку (деловой язык, диалект, сленг, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы, поэтический язык и пр.):
изучение культурологических аспектов иностранного язы¬ка (по страноведению, речевому этикету, культурному насле¬дию и истории, другим аспектам).
Однако в зависимости от уровня подготовленности в дан¬ной области обучающегося необходимо предусматривать диффе¬ренцированный подход к обучению. В связи с этим обычно разли¬чают:
- базовый уровень;
- продвинутый уровень по всему курсу или по отдельным темам, разделам программы, отдельным вопросам, не входящим в программу;
- углубленный или углубленно-профильный уровень также по всему курсу или отдельным темам, разделам программы или внепрограммного материала.
При дистанционном значительно в большей мере, чем при очном обучении, проблема дифференциации уровней приобретает особую актуальность, поскольку контингент обучающихся, объе¬диненных в одну группу, может быть неоднородным. Именно по¬этому каждый такой курс начинается с тестирования на определе¬ние уровня подготовленности поданному направлению обучения.
Разумеется, при разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучающихся. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, за¬дания, вся организация процесса обучения определяются возрас¬тными особенностями обучающихся.
Особенности технологической базы, на которой планирует¬ся использовать гот или иной курс, имеют непосредственное влия¬ние на содержание и структурирование учебного материала. Если автор курса предполагает, что курс будет функционировать полно¬стью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и про¬чих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо сетевых ресурсов какие-либо дополнительные источники информации (печатные, видео, звуко¬вые, средства массовой информации) в качестве компонентов кур¬са, то структура курса и его содержательная сторона, а также орга¬низация самого процесса обучения будут несколько иными.
В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения ни разрабатывались, объективно возникает необходимость преду¬смотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие:
- Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, со¬держание (структура), условия приема в группы обучения, ито¬говые документы. Эти сведения должны быть полностью от¬крыты на сервере для ознакомления.
Часто бывают открыты и сами курсы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль и стать полноправным участ¬ником процесса обучения под руководством преподавателя с пер¬спективой, при условии успешного окончания курса, получить соответствующий сертификат обучающей организации.
- Пакет анкет (для знакомства с потенциальными обучаю¬щимися), включающий блоки вопросов по различным аспектам.
- Пакет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния обученности по данном) предмету, теме)
По результатам тестирования формируются группы со¬трудничества (в каждой группе, состоящей из 3-4-х человек, долж¬ны быть один слабый, один-два средних и один сильный обучае¬мые). Анкетирование помогает обучающимся.познакомиться друг с другом и с преподавателем, при формировании групп - учитывать общность интересов, уровень пользовательских навыков, некото¬рые другие особенности личности обучающихся, выявляемые в ходе анкетирования.
- Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.
- Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям.
- Блок заданий, направленных на усвоение материала и про¬верку его понимания, осмысления, усвоения.
- Блок творческих заданий, направленных на самостоятель¬ное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуаль¬ные, совместные).
Информация о работе Особенности организации дистанционного обучения