Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:06, доклад
Роль и место компьютерных технологий в системе дистанционного обучения: одной из целей является понимание того, почему обратились к информационным технологиям, в чем их привлекательность для системы образования. С этой целью целесообразно рассмотреть дидактические свойства и функции компьютерных технологий.
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, отличительные признаки такого средства, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями.
- Блок мониторинга успешности самостоятельной деятель¬ности обучающихся, контроля результатов их работы (индиви¬дуально или совместно, в группах сотрудничества).
230
- Экзаменационные материалы, требования к уровню владе¬ния материалом по уровням подготовки, если таковые преду¬сматриваются данным курсом.
Основные требования к организации учебного материала в курсах дистанционного обучения могут быть следующими:
- Прежде всего, необходимо определиться с типом дистан¬ционного курса и его технологической основой, компонентным составом.
- Курс дистанционного обучения разрабатывается на мо¬дульной основе: каждый модуль представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельно¬сти обучающихся, направленной на ее усвоение с заданными целями.
- Курс предваряется справкой, в которой даются общие све¬дения о нем.
- В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными обучающимися и пакет тестов для определе¬ния их исходного уровня обученности.
- Формирование групп сотрудничества происходит на осно¬ве данных анкетирования (учитываются интересы, склонности обучающихся, особенности их характера, то есть типологиче¬ские качества личности), а также результаты тестирования (уро¬вень обученности по данной теме).
- Отбор материала на разные'носители учебного материала и его организация, структурирование обусловливается дидактиче-
231
скими свойствами и функциями каждого из компонентов обу¬чающей системы (курса).
- В курсе предусматриваются ссылки на автономные спра¬вочные материалы, разрабатываемые для данного курса, от¬дельных его модулей или серии курсов.
Преподаватель по ходу обучения может давать дополни¬тельные ссылки на материалы, расположенные на различных сер¬верах Интернета в данный период времени (такие отсылки невоз¬можно заранее предусмотреть в материалах курса).
- Учебный материал курса на базе компьютерных телеком¬муникаций разрабатывается с использованием гипертекстовых технологий, мультимедийных средств.
- В комплект курса должен быть включен пакет тестов (про¬межуточных, итоговых) и требований к владению изучаемым материалом на разных уровнях, экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.
- Курс должен строиться с учетом дифференциации обуче¬ния там, где это возможно и целесообразно.
- В курсах дистанционного обучения более, чем в каких- либо других курсах, должен использоваться дружественный ин¬терфейс, стимулирующий обучающихся к продолжению работы, успешному ее завершению.
Дистанционное обучение иностранным языкам имеет свою специфику, обусловленную тем, что предполагает обучение раз¬личным видам речевой деятельности. Естественно, что для обуче¬ния чтению или письму можно в значительной степени ограни- 232 читься сетевым курсом, поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объемной графики и даже значительного по объему звукового сопровождения. Но при обуче¬нии говорению и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается. Необходима опора на звуковое сопровожде¬ние, а также на создание различных ситуаций, стимулирующих устные высказывания обучающихся, то есть возникает потребность опоры на иллюстративный материал. Использовать такой материал в сетевых курсах технически вполне возможно, но практически, учитывая реальну.о ситуацию, пока довольно проблематично из-за большого объема памяти, который требуют такие файлы, а следо¬вательно, и времени перекачки этих файлов с базового сервера на компьютеры обучающихся. Для таких целей хорошо служат CD- ROM-диски, тем более что современные технологии позволяют уже распознавать с голоса (через микрофон) правильность устного ответа обучающегося. На долю сети в таких курсах остается управ¬ление учебным процессом со стороны обучающего, общение парт¬неров в телеконференции или по электронной почте и тестирова¬ние.
Основной задачей современного образования является раз¬витие самостоятельного мышления, культуры умственного труда, чго связано с поиском информации и ее обработкой, в том числе и на иностранном языке, а это, в свою очередь, требует владения
I
Умениями поисковог о и просмотрового чтения.
В Интернете вся информация представлена в основном на английском, в значительно меньшей степени на немецком и фран-
цузском языках. В последние годы появились серверы, содержащИе информацию и на русском языке, имеются двуязычные и много¬язычные серверы. Однако пока такой информации недостаточно, в любом случае обучающемуся важно располагать разнообразной информацией по интересующему его вопросу. Огсюда вытекает актуальность проблемы формирования навыков ознакомительного, просмотрового и поискового чтения на иностранном языке. Изу¬чающее чтение необходимо при ознакомлении с инструкциями различного рода, в том числе в курсе дистанционного обучения, чтении писем партнеров-носителей языка, подсказок-меню обу¬чающего курса, изучении справочного материала. Поэтому обуче¬ние разным видам чтения носит, пожалуй, приоритетный характер для дистанционного обучения иностранным языкам для самых раз¬ных контингенгов учащихся.
Особенность дисциплины «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения являются не только знания о самом пред¬мете, то есть о языке (языковая компетенция), сколько овладение определенными навыками и умениями применительно к разным видам речевой деятельности на основе полученных знаний (ком¬муникативная компетенция). В соответствии с теорией деятельно¬сти обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выпол¬нения этой деятельности (learning by doing).
При обучении иностранному языку необходимо организо¬вать самостоятельные действия учащихся в том виде речевой дея¬тельности, которому их обучают. Если обучают чтению, то каж¬дому обучающемуся необходимо предоставить возможность чи- 234 тать, упражняться в чтении. При обучении говорению - каждому обучающемуся следует предоставить возможность говорить, выра¬жать устно свои \.ысли на иностранном языке. При обучении ауди¬рованию каждый обучающийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. Важно иметь в виду и существующую классическую закономерность: в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухо-моторные навыки, следователь¬но, устная практика необходима при формировании умений любо¬му виду речевой деятельности.
В настоящее время самостоятельная деятельность обучаю¬щихся является одной из составляющих процесса обучения. В тех случаях, когда речь идет о формировании умений и навыков, само¬стоятельная деятельность обучающихся становится условием дос¬тижения намеченных результатов. Нельзя забывать и о необходи¬мости наряду с формированием грамматических и лексических на¬выков, постоянно совершенствовать фонетические навыки. Для этого также нужна соответствующая практика и система упражне¬ний. Надо, видимо, сразу оговориться, что дистанционное обучение иностранным языкам, так же как и вообще дистанционные курсы по различным предметам и вопросам программы или внепро¬граммного, дополнительного материала, призваны не отменить оч¬ное обучение (что, впрочем, может быть в отдельных случаях, ко¬гда обучающийся по тем или иным причинам не может посещать Учебное заведение в течение длительного времени), а дополнить С[о с целью углубления и расширения знаний, предусматриваемых Учебной программой.
^Tai
235
Дистанционный учебный процесс на базе компьютерных технологий предусматривает дифференциацию и индивидуалу зацин) обучения. Известно, что обучающиеся в силу своих психо¬физиологических особенностей обладают различными способно¬стями, памятью, задатками. Поэтому, чтобы достичь определенных результатов для усвоения учебного материала, разным обучаю¬щимся требуется разное количество, времени, разное количество упражнений разной степени сложности.
В условиях обычного класса, оснащенного техническими средствами (например, в языковой лаборатории аудиоактивного типа), преподаватель может дифференцировать и индивидуализи¬ровать процесс обучения с помощью специально подготовленных пособий: дидактического раздаточного материала для работы в па¬рах, группах, звуковых пособий и пр.
При дистанционном обучении иностранному языку необ¬ходимость предусмотреть возможность усвоения обучающимися учебного материала на разном уровне тем более актуальна. Необ¬ходимо предусмотреть три уровня - базовый (определенный стан¬дартом образования), продвинутый и углубленный, в зависимости от уровня обученности.
Уровни обученности выявляются с помощью специальных тестов перед начаюм обучения по основному курсу. Результаты тестирования учитываются при формировании малых групп со¬трудничества. Как указывалось ранее, в каждую группу включают¬ся обучающиеся: слабый, средний и сильный. Таким образом, мно¬гие проблемы обучающиеся оказываются в состоянии решить в 236 рамках своей группы без обращения по любому поводу к препода¬вателю И только в том случае, если затруднение становится дейст¬вительно серьезным для всех членов группы, они сообща обраща¬ются за помощью к преподавателю.
Специфика дистанционного обучения также такова, что обучающийся в любом случае остается один на один с заданием и работает самостоятельно. Но вместе с тем он знает, что в любой момент может обратиться за помощью. При этом преподаватель может уделить больше внимания слабым обучающимся. Зачетные работы и итоговые тесты даются по трем уровням сложности и оцениваются в соответствии с данным уровнем. Часть заданий обучающиеся выполняют индивидуально, часть, в основном имеющих творческий характер, - в малых группах. При обучении в сотрудничестве совместная работа над одним заданием оценивает¬ся одинаково. Идея заключается в том, чтобы задание выполнять, с одной стороны, индивидуально (у каждого члена группы есть своя роль, свое подзадание), а с другой - совместно, чтобы в результате общими усилиям!, выполнить общее задание и послать его по элек¬тронной почте преподавателю. Члены группы могут обсудить за¬дание сообща, принять то или иное решение и соответственно от¬читаться перед преподавателем. Преподаватель, в свою очередь, может дать слабым обучающимся дополнительные задания и необ¬ходимые разъяснения. При этом обучающийся может пользоваться любыми справочными материалами, печатными или электронны- ми, предусмотренными специально для данного курса, также раз¬работанными с учетом разноуровневого обучения или находящи¬мися на каком-то сервере Интернета. В ходе учебного процесса по итогам тестирования не исключается возможность перехода обу¬чающегося с одного уровня на другой.
Как указывается в специальной литературе (см. библиогра¬фию), дистанционное обучение даже более, чем очное, зависит от| устойчивости мотивации обучающихся к учебно-познавательной j деятельности. Работа в малых группах по методу сотрудничества создает благоприятные условия каждому обучающемуся для акти-j визации его деятельности: с одной стороны, он имеет возможность обсудить все сложные вопросы со своими более сильными партне¬рами, которые к тому же могут проверить правильность выполне¬ния задания, а с другой - проявляется чувство ответственности, так как от успеха одного зависит общий успех группы. Интерес фор¬мируется не к оценкам, а к получаемым знаниям.
При дистанционном обучении, как бы ни проводилось тес¬тирование, возможность недобросовестной работы всегда сохраня¬ется. Поэтому предлагаемые технологии создают более благопри¬ятные, чем другие технологии, условия для учебной деятельности. ;
Дистанционное обучение предполагает тщательную орга¬низацию учебного материала. Как правило, любой курс дистанци¬онного обучения включает несколько составных частей, а именно: информационно-обучающий модуль, содержащий сам учебный ма¬териал, которым пользуются обучающиеся, и справочный модуль, целью которого является предоставить обучающемуся возмож¬ность получить справку по интересующему его вопросу.
Предлагаемые обучающимся файлы с адресами партнеров из России, США, Великобритании, Германиии др., адресами ино¬странных серверов, располагающих обучающей информацией на иностранном языке, файлы с заданиями и инструкциями в виде по¬мощи предоставляют им необходимую дополнительную информа¬цию.
Такая структура учебного материала и организация процес¬са обучения предполагают несколько иной подход к обучению, в основе которого лежат не только объяснение, показ и демонстра¬ция, но и консультации, обсуждения, сбор необходимых данных и фактов, а также широкая самостоятельность в поиске информации по различным вопросам курса, анализ этой информации, ее систе¬матизация и обобщение. Методические усилия преподавателя и познавательная активность обучающихся должны быть направлены на обучение самостоятельному получению информации с учетом принципов построения текста и поставленных коммуникативных задач.
Используемые методы и содержание курса должны быть разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли заниматься курсом самостоятельно без лишнего напряжения.
- В начале курса важно дать четкое описание целей обуче¬ния.
- Предусмотреть доступность для обучающихся предлагае¬мых текстов.
- Предусмотреть необходимую и достаточную систему средств обучения.
- Включить в учебный материал курса задания для самокон¬троля с ключами, задания для взаимоконтроля с партнером, за¬дания и тесты для контроля преподавателя.
- Обеспечить оперативное и систематическое взаимодейст¬вие с преподавателем-координатором, а также межличностное взаимодействие обучающихся друг с другом по телекоммуника¬ционным сетям.
Знание структуры и закономерностей самостоятельной ре¬цептивной деятельности даст возможность при разработке курсов, нацеленных, например на обучение иноязычному чтению, преду¬смотреть возможные ошибочные действия обучающихся с тем, чтобы предотвратить их или нейтрализовать, например действия по узнаванию языкового материала, определению значения слова по контексту, словообразовательным элементам, по сходству в родном и иностранном языках, действия по определению структуры текста, по выделению его частей, заданных деталей и др. С этой целью мо¬гут использоваться наряду с различного рода упражнениями диаг¬ностирующие тесты.
Информация о работе Особенности организации дистанционного обучения