Особенности организации досуга в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6
1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга………………………………………………………………………………6
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье……………………………………………………………………………...11
1.3. Принципы организации детского досуга...………………………………..14
1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников…….19
1.6.Семья как ведущий фактор в организации досуга дошкольников……….21
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26
2.1. База проведения……………………………………………………………..26
2.2. Описание работы……………………………………………………………27
2.3.Методические рекомендации для родителей………………………………30
Вывод по практической части…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………...……………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Семейная педагогика..doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Особенности организации досуга в  современной семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6

1.1.Сущностные характеристики  и значение детского досуга………………………………………………………………………………6

1.2. Виды и формы  организации досуга детей в  семье……………………………………………………………………………...11

1.3. Принципы организации  детского досуга...………………………………..14

1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16

1.5. Особенности организации досуговой  деятельности дошкольников…….19

1.6.Семья как ведущий фактор  в организации досуга дошкольников……….21

Вывод по теоретической части…………………………………………………25

II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26

2.1. База проведения……………………………………………………………..26

2.2. Описание работы……………………………………………………………27

2.3.Методические рекомендации  для родителей………………………………30

Вывод по практической части…………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы……………………...……………………………………….34

Приложения...……………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Досуг - свободное время от  основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг - показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека.

                Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Важную роль в организации досуговой  деятельности детей играют родители, семья в целом. Культурный уровень  родителей определяет уровень культурного  развития детей, их желания и интересы, что в значительной мере влияет на организацию досуговой деятельности.

                Изучение досуговой активности  современной семьи ведется в  контексте теоретико-методологических  аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных  учёных А.И. Арнольдова, Л.А.Акимовой, Т.И.Баклановой, В.З.Дуликова, И.Н. Ерошенкова , А.Д.Жаркова , Т.Г.Киселёвой, Ю.Д.Красильникова , Е.М.Клюско , О.Ю.Мацукевич, Ю.С.Моздоковой, Б.Г.Мосалёва, Г.Я.Никитиной, B.C.Садовской, Ю.А.Стрельцова, Н.Ф.Талызиной, Г.Н.Филонова, Н.Н.Ярошенко и др. Вместе с тем, при научной разработанности множественных аспектов жизнедеятельности современной семьи как социального института воспитания конкретных исследований по развитию досуговых интересов современной семьи не проводилось.

           Но  в современном обществе, родители  чаще заняты карьерой, чем своими детьми, что является причиной "брошенности" детей. Ребенка оставляют в лучшем случае у бабушек, или нанимают специализированный персонал. Но это не приводит ни к чему хорошему. В обоих случаях "сиделки" не смогут заменить родителей: в первом случае, несмотря на то, что ребенок хорошо знаком с бабушкой, разница в два поколения, устаревшие методы воспитания могут повлиять на успешную социализацию в обществе; оставляя же ребенка с гувернанткой, родители рискуют нанести ему серьезную психологическую травму (незнакомый человек).[1]

          К сожалению,  родители вовремя не понимают  всей серьезности данной проблемы. И в будущем это приводит  к возникновению чувства вины  перед своими детьми, и внутренней  обиды на родителей.

            Тема детского досуга широко освещена в исследованиях отечественных педагогов и психологов: H. A. Ветлугиной, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, A. C. Макаренко, Н.П. Сакулиной, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. Но роль семьи в организации досуговой деятельности ребенка остается малоисследованной, что вызывает потребность в изучении данной сферы.

              Объектом  исследования является: досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи, а соответственно предметом особенности организации, способствующие успешному проведению досуга.

                Цель исследования: Изучить и выявить особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

         Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:

- Изучить научную и методическую литературу по проблеме организации взрослыми досуга с детьми старшего дошкольного возраста  в семье.

- Определить сущность и специфику организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- Выявить особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

         Метод исследования:

- теоретический анализ литературы;

- анкетирование.

 База исследования  – БДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко»

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье.

 

1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга.

 

           Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XV в. Но его значение здесь несколько иное. Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIX в., а его изучение начинается  с XX в. Функциональное назначение досуга — восстановление и развитие физических и духовных сил человека. Люди сегодня отдают предпочтение домашнему досугу, т.е. идет процесс одомашнивания досуга, досугу на природе, и только третье место занимает отдых в учреждениях культуры. Из форм отдыха особой популярностью у детей пользуются игры и развлечения.

             Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). [15]

             В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом.

Условно исследовательские подходы  можно разделить на три группы. Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Вторая группа (этнографы, психологи  и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А  свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:

этнография учитывает свободное  время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания. Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.

Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно - возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, "не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели. осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью". К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.

Маркс определил досуг как "последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие", а свободное  время как время, "представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности."

         Из этих определений вытекают два методологических принципа:

I. В основе понятийного смысла  термина "досуг" лежит понятие  "свободного времени" как  пространства досуга

II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры "творческих сил". [2]

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время" между собой уравнивают.

             В “Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие "досуг" означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время. [16]

            Большая советская Энциклопедия дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. [15]

            Энциклопедия социологии определяет досуг как систему различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях. [19]

             Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [1].

              Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых. Плодотворное использование досуга человеком - задача общества, ибо когда он осуществляет процесс своего досугового общения общением с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в среде детей.

              Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе детский досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто смешивают со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой и даже с внеучебным временем и др. Наиболее часто употребляемые определения досуга, как свободное время детей методологически сравнивают с понятием «свободное время взрослого». А социологи под свободным временем взрослого человека понимают ту часть внерабочего времени, которая остается, за вычетом времени, cвязанногo с производством; времени, затраченного на дорогу; времени, идущем на домашний труд, бытовые нужды и удовлетворение физиологических потребностей. 

        Свободное время — время, идущее на учебу, самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей, чтение газет, прислушивание радио, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, спорт, туризм и: т.п. Детские досуговеды затраченное на производственную деятельность время у взрослых заменяют на учебное время у детей. Однако, в самом учебном процессе встречаются такие виды деятельности, как посещение кинотеатров, занятия спортом и туризмом, которые ребенок выполняет не по обязанности, не в силу долга, а в соответствии с личными склонностями и интересами добровольно. [3]         

              Досуг — деятельность, отношение, состояние ума. Множество подходов осложняют попытки понять, что значит досуг. Кроме того, понятия «досуг» и «отдых» часто употребляются как синонимы. Точно так же понятия «игра» и «отдых» отчасти перекрывают друг друга. Но они не идентичны, поэтому важно договориться о том, что значат эти слова, как досуг связан с отдыхом и игрой. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

1. Досуг как деятельность, связанная с работой. Это определение  досуга включает ценности самореализации. Многие профессионалы досуга  употребляют термин «восстановление».

 2. Досуг как свободное время, время выбора.

                 По мнению отдельных ученых, резкое различие между работой, учебой и досугом в последние годы стирается. Досуг, который когда-то рассматривался лишь как средство восстановления для последующей работы, учебы, теперь понимается как наиболее ценный аспект существования человека, в то время как интерес к работе снизился. Прежнее представление о досуге как о цели (классическое представление, согласно которому досуг — это праздник жизни) или как о средстве для достижения цели (досуг как восстановление для последующей работы) сейчас сливаются с холистической концепцией досуга. Очевидно, крайне трудно определить досуг через понятие свободного времени, проводимого в желательной и конструктивной деятельности. Возможно, вернее было бы сказать, что досуг включает все свободное время и возможность выбора. [1]

Информация о работе Особенности организации досуга в современной семье