Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:38, курсовая работа
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6
1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга………………………………………………………………………………6
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье……………………………………………………………………………...11
1.3. Принципы организации детского досуга...………………………………..14
1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников…….19
1.6.Семья как ведущий фактор в организации досуга дошкольников……….21
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26
2.1. База проведения……………………………………………………………..26
2.2. Описание работы……………………………………………………………27
2.3.Методические рекомендации для родителей………………………………30
Вывод по практической части…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………...……………………………………….34
Одна из важных задач детского досуга — помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальнее становится вопрос об избрании профессии. От тривиального «кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Именно во время досуга дети посещают музеи, где многие из них находят путь к своей профессии. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Наметив для себя профессиональный путь преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки, специфические для того или иного вида деятельности. Таким образом, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных
детей, подростков и юношества
предельно насыщена, строго регламентирована
и требует больших затрат
Более того, заложенное от природы
стремление человека к
Разнообразные по форме,
Таким образом, реализация
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. В дошкольном возрасте маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что - нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические. Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.[7]
Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.
Динамика, которую ребенок совершает
в области мышления, языка и физических
навыков в течение раннего детства, глубоко
и тонко взаимосвязана. По мере того как
дети приобретают большую физическую
силу и совершенствуют моторные способности,
у них появляется желание использовать
свои возросшие возможности для исследования
и научения. Такая исследовательско-
Педагогическая неграмотность родителей характеризуется непониманием детей, незнанием методов воспитания, ложными представлениями о воспитательном процессе, выбором несоответствующих форм взаимодействия с ребенком как в игровой, развивающей деятельности, так и в познавательной. Это может привести как к незначительным отклонениям в процессе развития ребенка, его социализации, так и к серьезным психологическим и физическим травмам.[9]
Таким образом, можно определить следующие особенности в организации досуговой деятельности старших дошкольников:
1. В связи с тем, что данный возрастной период в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, в организации досуговой деятельности следует использовать досуг как инструмент развития ребенка.
2. При определении вида досуговой деятельности детей дошкольного возраста следует учитывать психологические особенности данного возраста: проявление повышенной самостоятельности, повышенная активность детей, дефицит внимания.
3. Для сохранения заинтересованности детей следует чередовать активные и пассивные формы досуга.
4. В связи с возникновением
и развитием познавательных
Семья - это социальный институт
(по характеру общественного
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
В жизни дошкольника семья имеет огромное значение. Члены его семьи, родители, являются авторитетами, их поведение - эталоном поведения.
Семья, по отношению к ребенку, выполняет определенные функции:
1. Функция первичной
социализации детей
2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
Раньше в понятие "экономическая функция" вкладывалось обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящий момент произошло ее экономическое обособление, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования создало предпосылки для возникновения в каждой семье самостоятельного экономического оазиса.
.3.Фелицитологическая
функция характеризуется "
4. Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общением и уединении.
5. Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов. Досуговая функция включает в себя организацию рационального досуга, удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.[3]
Таким образом, родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга (прогулка перед сном, просмотр развлекательных передач по телевизору, проведение обучающих занятий и игр и т.д.), исходя из своего свободного времени. Часто определяют вид досуговой деятельности, форму ее проведения. Кроме того, родители обеспечивают ребенка необходимым инвентарем, будь то игрушки, карандаши с альбомом или книги и спортивный инвентарь. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культуру общения, культуру игры со сверстниками. Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно-семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение. Что в свою очередь негативно влияет на ребенка.
Таким образом, родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга (прогулка перед сном, просмотр развлекательных передач по телевизору, проведение обучающих занятий и игр и т.д.), исходя из своего свободного времени. Часто определяют вид досуговой деятельности, форму ее проведения. Кроме того, родители обеспечивают ребенка необходимым инвентарем, будь то игрушки, карандаши с альбомом или книги и спортивный инвентарь. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культуру общения, культуру игры со сверстниками.
Вывод по теоретической части.
В данной главе мы рассмотрели актуальную проблему детского досуга, его сущность, значение, виды и формы организации, принципы и функции досуга дошкольников и ведущую роль семьи в его организации.
Проанализировав данную проблему, описанную в психолого-педагогической литературе, было выявлено, что в современном мире нет единого подхода к пониманию досуговой деятельности, но все исследователи данного феномена едины в определении важности этой деятельности для человека. Досуговая деятельность является приоритетной для детей дошкольного возраста. Через нее ребенок развивается психически, физически и эмоционально, познает окружающий мир, усваивает социальные, моральные, этические нормы и правила.
Первичной задачей родителей в данной сфере является грамотная организация досуга детей. При выборе формы досуга, необходимо учитывать психологические особенности данного возраста, потребности ребенка, его желания и возможности. Со стороны родителей должна исходить инициатива в организации деятельности, материальная поддержка, а так же родители должны принимать активное участие в досуговой деятельности своих детей, что не только помогает ребенку, но и сплачивает семью, тем самым закрепляя благоприятную обстановку в доме.
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
2.1. База проведения
Практическую часть
работы мы проводили на
Работу по данной теме мы строили на основе программ «Детство» и «Васильевой», которые учитывают современный уровень развития различных видов деятельности, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей данного возраста.
Информация о работе Особенности организации досуга в современной семье