Особенности организации досуга в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6
1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга………………………………………………………………………………6
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье……………………………………………………………………………...11
1.3. Принципы организации детского досуга...………………………………..14
1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников…….19
1.6.Семья как ведущий фактор в организации досуга дошкольников……….21
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26
2.1. База проведения……………………………………………………………..26
2.2. Описание работы……………………………………………………………27
2.3.Методические рекомендации для родителей………………………………30
Вывод по практической части…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………...……………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Семейная педагогика..doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание  работы

          С родителями было проведено  анкетирование  «Организация досуга в семье» (приложение 1). В обследовании участвовало 11 семей (дети- старший дошкольный возраст) 

Цель: Изучить особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Методика  проведения: Родителям было предложено ответить на 9 вопросов анкеты, которые позволили нам выявить особенности организации досуга детей в семье. Обследование было проведено с родителями детей старшего дошкольного возраста. Возраст родителей от 29 до 41, из которых

54 % с высшим образованием  и 46 % со средне-специальным. В 55% семьях опрашиваемых по одному ребёнку, в 27% двое  детей  в возрасте от 2 месяцев  до 13 лет, и 18 % по три ребёнка в возрасте от 2 лет до 17 лет. 

            Обработка результатов показала, что 100 % обследуемых семей предпочитают проводить свободное время вместе с детьми. Приходя из детского сада 47,5 % обследуемых семей, дети в которых предпочитают заниматься видами досуга, относящимися к первой группе (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.) 27,5 % обследуемых семей, дети в которых предпочитают заниматься видами досуга, относящимися ко второй группе (самодеятельные занятия и увлечения (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.) и 25% обследуемых семей, дети в которых предпочитают заниматься видами досуга, относящимися ко третьей группе (различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.)

            100% родителей часто проводят выходные дни с своими детьми. 40 % взрослых  в обследуемых семьях организуют дома в выходные с детьми виды досуга, относящимися к первой группе (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.) 20% взрослых  в обследуемых семьях организуют дома в выходные с детьми виды досуга, относящимися к второй группе (самодеятельные занятия и увлечения (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.) 40 % взрослых  в обследуемых семьях организуют дома в выходные с детьми виды досуга, относящимися к третьей группе (различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). 9%  обследуемых семей, в которых родители выбирают содержание и вид деятельности ребёнка в свободное время и в 91% обследуемых семей – родители.

            В свободное время 18 % обследуемых семей предпочитают отдыхать,

28 % обследуемых семей смотрят телевизор, посещают родственников, играют с детьми, 9% обследуемых семей предпочитают заниматься спортивно- оздоровительным досугом (катание на лыжах, коньках, прогулки за пределы села), 9% обследуемых занимаются домашними делами, 9% любят путешествовать, 18 % предпочитают чтение книг, рукоделие, изобразительную деятельность, игры) и 9% предпочитают массово-культурный досуг (посещение театров, кино, концертов и т.д.)

             91% обследуемых семей, в которых дети посещают кружки

(театральный, ритмика, танцевальный, вокальный, рисование, вязание, английский язык, айкидо, ЦБН, плавание, самба) и 9 % обследуемых семей, в которых дети не посещают кружки. 18 % семей, в которых родители выбирали для детей вид его дополнительного образования, 37% семей, в которых дети делали выбор и 45% - родители по желанию своих детей

           Таким образом, мы делаем вывод о том, от родителей, что организация культурно-досуговой деятельности в условиях семьи, использование свободного времени в целях развития ребенка и приобщения его к культуре тесно связаны с общей культурой, образованием и педагогической культурой родителей. Семьи предоставляют детям возможность посещать музеи, театры, концерты, путешествуют, занимаются изобразительной деятельностью, читают книги, смотрят телепередачи, играют. Посещают гостей и  организовывают спортивно-оздоровительный отдых вместе с детьми. Очень маленький показатель того, что дети в семьях не занимаются дополнительным образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

             2.3. Методические рекомендации для родителей.

 

1. Грамотно организовывать досуговую  деятельность детей, включающую в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка.

2. Принимать  непосредственное участие в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

3. Поддерживать ребёнка.  Это очень важно, оно направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

4. Во-вторых, при организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;

5. При проведении игр использовать элемент соревновательности. Именно он возбуждает у детей моральные стимулы, желание быть первым, коллективизм, чувство долга и ответственности перед товарищами.

6. Участвовать в   системе массовых мероприятий, организованных педагогами с родителями,  (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

7. Организовывать семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

8.Участвовать в семейных клубах и мастерских.

9.Чаще посещать музеи, театры, концерты, организовывают спортивно-оздоровительный отдых вместе с детьми и пр.

 

 

 

                              Вывод по практической части.

 

           Таким образом, проведенное исследование показало, что досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых. что Выяснилось, что некоторые родители старших дошкольников нуждаются в педагогических знаниях для организации содержательного досуга ребенка в семье.

            Поэтому нами были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, которые помогут успешно и правильно организовывать детский досуг в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

             Таким образом, целью данной работы является изучение и выявление особенностей организации досуговой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста в семье. Мы рассмотрели сущность досуговой деятельности, и выявили, что в подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. В современности в энциклопедиях и справочниках понятия “досуг” и “ свободное время" между собой так же уравнивают. 1. Досуг как деятельность, связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. Многие профессионалы досуга употребляют термин «восстановление».

 2. Досуг как свободное время, время выбора

            В литературе выделяют такие основные функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная. Также выделяют основные принципы: принцип всеобщности и доступности; принцип самодеятельности; принцип индивидуального подхода; псистематичности и целенаправленности в организации детского досуга; принцип преемственности в организации досуга; принцип занимательности в организации досуга.

               В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований выделяют  множество видов проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи и многие другие.

К основным формам досуга младших дошкольников относятся:

1. игра,

2. изобразительную деятельность,

3. спортивные мероприятия  и игры,

4. общение с другими  людьми,

5. занятия включающие  в себя элемент учения.

              Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка. Кроме того, игра пронизывает все формы досуговой деятельности старших дошкольников. Ни одно из занятий не способно заинтересовать ребенка не имея в себе элемент игры.

         Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

                  Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой деятельности старшего дошкольного возраста Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным воспитанием.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236с.

2. Акимова, Л.А. Социология  досуга. - М.: МГУКИ, 2003.

3. Бочарова Н.И., Тихонова  О.Г. Организация досуга детей в семье : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений .- М. : Академия, 2001.- 208 с.; 60х90 1/16 .- (Высшее образование) (электронный ресурс)

4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.(электронный ресурс)

5. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой - М.: 1983.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").(электронный ресурс)

7. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973, с.71.

8. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1952, т. II, с.120-121.

9. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.(электронный ресурс)

10. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: 1982 г.(электронный ресурс)

11. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 304 с.

12. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях - М.: 1984 г.

13. Эльконин, Д.Б. Психология игры - М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой - М.: 1979 г.

15. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. акад.А.М. Прохоров. - М.: Изд: "Советская энциклопедия", 1970 г. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic. nsf/bse/157529/Бергсон, свободный. - Яз. рус.

16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. - М.: Русский язык, 1978

17. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] В. Зорин. "Евразийская мудрость от а до Я", толковый словарь. Изд. "Создик-Словарь", Алматы, 2002 г. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/470/, свободный. - Яз. рус.

18. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] Педагогика досуга: терминологический словарь / сосТ.о.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 50 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1. shtml, свободный. - Яз. рус.

19. Яндекс словари [Электронный ресурс] Социология: Энциклопедия / Сост.А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий) - Режим доступа: http://slovari. yandex.ru/dict/sociology, свободный. - Яз. рус.

 




Информация о работе Особенности организации досуга в современной семье