Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:38, курсовая работа
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6
1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга………………………………………………………………………………6
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье……………………………………………………………………………...11
1.3. Принципы организации детского досуга...………………………………..14
1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников…….19
1.6.Семья как ведущий фактор в организации досуга дошкольников……….21
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26
2.1. База проведения……………………………………………………………..26
2.2. Описание работы……………………………………………………………27
2.3.Методические рекомендации для родителей………………………………30
Вывод по практической части…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………...……………………………………….34
В процессе досуга ребенку гораздо проще нормировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг способствует в формировании характера ребенка таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность. При известных обстоятельствах он может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств и, наконец, досуг считается важным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в них есть. В силу своего своеобразия досуг ребенка, подростка, юноши распространяется и на учебную сферу и даже на удовлетворение физиологических потребностей. В самом деле можно ли назвать досугом купание в ванной взрослого человека - вопрос по меньшей мере странный. Но купание ребенка (наряду с физиологической потребностью омовения тела) можно обставить как игру в подводное царство, к которому ребенок стремится, в которой он отдыхает, развлекается, творит свободно и добровольно.
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье.
Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Существует множество форм организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений:
· Нравственной воспитание
· Эстетическое воспитание
· Физическое воспитание
· Трудовое воспитание
· Интеллектуальное воспитание
· Экологическое воспитание
Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.
1. учёба и самообразование в широком смысле слова;
2. различные формы любительской и общественной деятельности;
3. общение с другими людьми;
4. пассивный отдых.
Таким образом, исходя из данного разделения, можно выделить множество форм организации досуговой деятельности.
Например, первая группа представляет собой различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.
Ко второй группе можно отнести формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.
Третья группа включает в себя различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).[3]
Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные.
В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста рассматривается игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни"
Игра
- это творческий процесс, в
котором ребенок оперирует
Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию. Игры несут в себе как познавательные, так и воспитательные элементы. Они воспитывают у детей моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое наслаждение, служат одним из средств развлечения.[13]
Игровая деятельность может дать нужный эффект при соблюдении следующих условий:
• во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную цель;
• во-вторых, при организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;
• в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства социального педагога, организатора массовых игр.
Кроме игры в досуг старшего дошкольника включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное назначение этой деятельности - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н.К. Крупская писала: "Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось". [7]
Так же важно заниматься
Важной
формой досуга является
.Таким образом, формы организации отдыха детей в семье разнообразны. Всякая смена занятий способствует отдыху. И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет их учеба.
1.3.Принципы организации детского досуга
Всякая деятельность строится на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
Принцип всеобщности и
Принцип самодеятельности
Принцип индивидуального
Принцип систематичности и
Принцип преемственности в
Принцип занимательности в
В процессе организации детского досуга в семье реализуются самые различные функции. Такие как самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.
Характерологические
Детский досуг — это
Творческая деятельность — природная сущность человека, реализуя которую он "преобразует мир". Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки и юноши (девушки) максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая.
Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально, по своему содержанию по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.
Отличительной особенностью
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей спорта, повышается эффективность изучения школьных предметов, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.[2]
Информация о работе Особенности организации досуга в современной семье