Особенности организации досуга в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I.Теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье…………………………………………………...6
1.1.Сущностные характеристики и значение детского досуга………………………………………………………………………………6
1.2. Виды и формы организации досуга детей в семье……………………………………………………………………………...11
1.3. Принципы организации детского досуга...………………………………..14
1.4. Функции детского досуга…………………………………………………..16
1.5. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников…….19
1.6.Семья как ведущий фактор в организации досуга дошкольников……….21
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
II. Экспериментальное выявление особенности организации взрослыми досуга детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи…………….26
2.1. База проведения……………………………………………………………..26
2.2. Описание работы……………………………………………………………27
2.3.Методические рекомендации для родителей………………………………30
Вывод по практической части…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………...……………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Семейная педагогика..doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

              В процессе досуга ребенку гораздо проще нормировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг способствует в формировании характера ребенка таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность. При известных обстоятельствах он может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств и, наконец, досуг считается важным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в них есть. В силу своего своеобразия досуг ребенка, подростка, юноши распространяется и на учебную сферу и даже на удовлетворение физиологических потребностей. В самом деле можно ли назвать досугом купание в ванной взрослого человека - вопрос по меньшей мере странный. Но купание ребенка (наряду с физиологической потребностью омовения тела) можно обставить как игру в подводное царство, к которому ребенок стремится, в которой он отдыхает, развлекается, творит свободно и добровольно.

 

1.2. Виды и  формы организации  досуга детей в семье.

            Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Существует множество форм организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений:

· Нравственной воспитание

· Эстетическое воспитание

· Физическое воспитание

· Трудовое воспитание

· Интеллектуальное воспитание

· Экологическое воспитание

         Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

1. учёба и самообразование в широком смысле слова;

2. различные формы  любительской и общественной  деятельности;

3. общение с другими  людьми;

4. пассивный отдых.

       Таким образом, исходя из данного разделения, можно выделить множество форм организации досуговой деятельности.

         Например, первая группа представляет собой различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.

         Ко второй группе можно отнести формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.

Третья группа включает в себя различные занятия и  игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).[3]

            Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные.

         В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста рассматривается игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Советский психолог П.П. Блонский определял значение игры в жизни дошкольника как "…основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни"

       Игра - это творческий процесс, в  котором ребенок оперирует полученными  знаниями, уточняет их и обогащает.  Игра, являясь ведущей деятельностью  дошкольного возраста, становится и основной формой организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Таким образом, игры связаны  со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему  развитию. Игры несут в себе как  познавательные, так и воспитательные элементы. Они воспитывают у детей моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое наслаждение, служат одним из средств развлечения.[13]

             Игровая деятельность может дать нужный эффект при соблюдении следующих условий:

• во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную цель;

• во-вторых, при организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;

• в-третьих, воспитательное и образовательное  воздействие игр зависит от самой  организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства социального педагога, организатора массовых игр.

            Кроме игры в досуг старшего дошкольника включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное назначение этой деятельности - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н.К. Крупская писала: "Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось". [7]            

            Так же важно заниматься физическим  развитием ребенка. Физические  упражнения, подвижные игры необходимо  включать в досуговую деятельность  ребенка. При помощи физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные задачи. С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами. Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. Так же физическое развитие возможно осуществлять на прогулках с ребенком: игра в мяч, катание на велосипеде, в летний период времени плескание в детском бассейне и др.[8]

           Важной  формой досуга является организация  общения со сверстниками. Здесь  нужно не просто привести детей,  но грамотно организовать это время, что бы детям было весело, они получали удовольствие от коллективной деятельности. Это положительно сказывается на социализации ребенка, на его желании общаться с другими людьми.

           .Таким образом, формы организации отдыха детей в семье разнообразны. Всякая смена занятий способствует отдыху. И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет их учеба.

 

                 1.3.Принципы организации детского досуга

 

               Всякая деятельность строится на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

             Принцип всеобщности и доступности  — возможность приобщения, вовлеченности всех детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

               Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

                Принцип индивидуального подхода  — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.

                Принцип систематичности и целенаправленности  в организации детского досуга  — целесообразное осуществление  этой деятельности на основе  планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Семья, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

                    Принцип преемственности в организации  досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

                    Принцип занимательности в организации  досуга — создание непринужденного  эмоционального общения посредством  выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.[3]

 

                                      1.4. Функции детского досуга.

            В процессе организации детского досуга в семье реализуются самые различные функции. Такие как самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

             Характерологические особенности  детского досуга являются основополагающими  для определения его функций.  Творческое самоосуществление личности ребенка (подростка, юноши) и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

            Детский досуг — это своеобразная "зона невмешательства", так  необходимая для самопроверки, оценки  собственного "Я". Досуг для  детей, подростков, юношества —  это сфера, в которой, выступая  в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

          Творческая  деятельность — природная сущность человека, реализуя которую он "преобразует мир". Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки и юноши (девушки) максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая.

         Досуг —  это зона активного общения,  удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально, по своему содержанию по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

                Отличительной особенностью детского  досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться; их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция.

          Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей спорта, повышается эффективность изучения школьных предметов, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.[2]

Информация о работе Особенности организации досуга в современной семье