Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашего исследования состоит в том, что на сегодняшний день, когда у людей появляются новые возможности, интересы и, соответственно, потребности, появляется потребность в модернизации процесса образования, его усовершенствовании. Качественно меняется и характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – его организатором. Все это подводит к необходимости создания и рассмотрения новых форм обучения, их внедрения в общеобразовательную систему. [4.; 192 с.].

Содержание работы

ведение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения............................................................6
Особенности использования интерактивных средств обучения в общеобразовательной школе……………………………………………..6
Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе……………………………………………10
Вывод по 1 главе………………………………………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей организации социально- педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения……………………………………………...17
Организация и ход эксперимента……………………………………….17
Анализ полученных результатов………………………………………..20
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
Приложение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет начального образования

 

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

 

 

 

Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения............................................................6

1.1.           Особенности использования интерактивных средств обучения в общеобразовательной школе……………………………………………..6

1.2.           Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе……………………………………………10

Вывод по 1 главе………………………………………………………………..16

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей организации социально- педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения……………………………………………...17

1.3.           Организация и ход эксперимента……………………………………….17

1.4.           Анализ полученных результатов………………………………………..20

Вывод по 2 главе………………………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность нашего исследования состоит в том, что на сегодняшний день, когда  у людей появляются новые возможности, интересы и, соответственно, потребности, появляется потребность в модернизации процесса образования, его усовершенствовании. Качественно меняется и характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – его организатором. Все это подводит к необходимости создания и рассмотрения новых форм обучения, их внедрения в общеобразовательную систему. [4.; 192 с.].

Способность педагога раскрыть внутренние резервы ребенка, используя в обучении интерактивные формы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь ребенку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место в жизни.

Попытки подойти к рассмотрению процесса обучения в школе более последовательно, выработать единый подход, послужили отправной точкой для создания ряда теорий и концепций обучения. В числе наиболее известных и популярных сегодня можно назвать теории: проблемного обучения (С.И.Архангельский, Д. Дьюи, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов); программированного обучения (Ч. Куписевич, Н.Ф.Талызина); развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); контекстного обучения (А.А.Вербицкий); личностно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения (И.А.Зимняя, И.С. Якиманская) и другие.

Особое место в этом ряду занимают исследования, посвященные интерактивному обучению. Но самостоятельной теории интерактивного обучения как таковой не существует.

Сегодня, в процессе развития и распространения форм интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования форм и методов интерактивного обучения; недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения в вузе; отсутствие комплексного использования различных форм, средств и методов интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего, создание концептуальных основ интерактивного обучения – объективная необходимость сегодняшнего дня. [10.; С.104].

Таким образом, можно обозначить противоречие: с одной стороны потребность школы в применении интерактивных форм обучения, с другой стороны отсутствие теоретического обоснования модели, технологии, условий применения интерактивных форм обучения в школе.

Объект исследования — организация социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – особенности организации социально-педагогической деятельности в школе на основе интерактивных средств обучения.

Цель исследования – определить особенности применения интерактивных средств в социально – педагогической деятельности в процессе обучения в общеобразовательной школе.

В соответствии с поставленными объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

- провести анализ теоретических источников применения интерактивных форм обучения в педагогической теории и практике преподавания;

- определить критерии эффективности применения интерактивных форм обучения;

- дать рекомендации социальному педагогу по применению интерактивных средств обучения в своей профессиональной деятельности в общеобразовательном учреждении;

Гипотеза исследования: подобранный нами комплекс интерактивных средств обучения действительно будет способствовать более эффективной деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.

 

Методы исследования:

      Организационные (сбор и анализ литературы);

      Эмпирические (психодиагностический метод: социометрия);

      Методы обработки данных (количественные: Т-критерий Вилкоксона и качественные):

      Интерпретационные;

Методологические основы: теория о формах интерактивности О.Г. Смоляниновой, теоретические разработки Н.П. Аникеева, А.М. Смолкина и С.А. Шмакова.

Значимость исследования: нами был разработан комплекс интерактивных средств обучения.

База исследования: МОУ СОШ №79 г.о. Самара, испытуемые – учащиеся 5 «б» класса, 27 человек, возраст: 10-11 лет.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения

 

1.1.           Особенности использования интерактивных средств обучения в общеобразовательной школе

Слоган «Учиться, учиться и учиться!» не совсем верно отображает требования настоящего времени к образовательному процессу. Современный человек должен приобретать огромные массивы знаний в кратчайшие сроки. Новая парадигма образования – «Учиться интенсивнее и интенсивнее!». Интенсивное образование достигается за счёт интерактивных технологий и методик преподавания, в которых учащийся вовлекается в процесс обучения как партнер и участник, а не пассивный слушатель.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей, ресурсов Интернета и сенсорной интерактивной доски. Вполне допустимо и более широкое толкование, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».
    Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов, как Н.П.Аникеева, И.Г.Абрамова, Л.Г.Борисова, А.А.Вербицкий, И.П.Иванов, В.Я.Платов, В.В. Подиновский, В.Н. Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М. Сыроежин, С.А.Шмаков и другие. Большую роль в распространении форм интерактивного обучения сыграли не только теоретические разработки данных авторов, но и их практическая деятельность по пропаганде игровых форм, как основы интерактивного обучения, а также личное участие большинства из них в создании и развитии игротехнического движения. [13.; С.335].

Теоретические подходы к интерактивному обучению, имеющие глубокие исторические корни, привлекали внимание многих ученых. Их  интересовала как психологическая сторона проблемы – вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж.Ж. Руссо и другие. Так и педагогическая, - направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.

Однако в практике обучения, их разработки не получили широкого распространения как по объективным причинам исторического развития, так и в связи с отсутствием эффективных, технологических приемов и методов практической реализации. В теоретическом плане интерактивное обучение стало рассматриваться как цель, к которой следует стремиться при разработке технологий и концепций обучения. Ситуация во многом изменилась с момента применения форм интерактивного обучения, их становление и развитие шло в основном через педагогическую практику, по пути совместного использования групповой динамики, формирования социальных и поведенческих навыков в сочетании с широким применением управленческих и имитационных игр.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».[8.; С.816].

Понятие «интерактивный» происходит от английского - «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.[7.;С.1536].
    Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы.

Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей ученика в центр образовательного процесса, превращающего его из пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Этому способствует и уровень современной компьютерной техники и программного обеспечения.

Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения,  функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности:

1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.

2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.

3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.[15.; С.26].

Интерактивные способы обучения дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала учащимися. Важным отличием мультимедиа технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных – текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.[13.;С.336].

Информация о работе Особенности организации социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе интерактивных средств обучения