Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха.
Задачи:
рассмотреть особенности развития речи у детей с нарушением слуха;
показать особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха;
проанализировать трудности воспроизведения письменной речи глухими школьниками;
рассмотреть трудности понимания письменной речи.

Файлы: 1 файл

1407570О Сурдопедагогика.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема особенностей и проблем  письменной речи у детей с нарушением слуха важна и актуальна в  настоящее время.

Речь-это язык в действии. Она  не только образует единство с мышлением, но и связанна с сознанием в  целом. Без языка, без речи у человека нет ни   сознания, ни самосознания. Сознание представляет собой высшую форму психической деятельности человека. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций. Главная функция речи – коммуникативная. Общение в современных человеческих науках рассматривается, как фундаментальный, конструктивный и результативный элемент культуры, как проявление свойственного человеку родового качества социальности. Следовательно, развитие словесных форм общения и есть основной путь очеловечевания неслышащего ребенка, его воспитания как существа социального.

При естественном ходе речевого развития ребенок учится пользоваться средствами языка, не изучая его, присваивая эти средства в процессе обучения со взрослыми и сверстниками. Язык усваивается подражанием.

Использование языка для ребенка – это практически усваиваемый, новый социальный в своей основе способ обращения с предметами посредствам слова. И только после практического овладения речью слышащие дети начинают осознавать языковое строение, изучать язык как особую систему, где приняты все нормы и правила.

Решающую роль в усвоении языка  на ранних этапах развития играет слух, так как слово предъявляется  ребенку в звуковой оболочке. Это  звуковая форма и выступает как  особый знак, метка реальных предметов. Слуховое восприятие становится поводом для развития речедвижений, для говорения.

Ранняя потеря слуха или глубокое его нарушение в дословесный  период речевого развития ребенка, а также на этапе усвоения первых слов коренным образом меняет весь ход дальнейшего психического развития ребенка.

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха.

Задачи:

  • рассмотреть особенности развития речи у детей с нарушением слуха;
  • показать особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха;
  • проанализировать трудности воспроизведения письменной речи глухими школьниками;
  • рассмотреть трудности понимания письменной речи.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1 Особенности развития речи  у детей с нарушением слуха

 

 Одну из наиболее важных  и сложных задач обучения и  воспитания детей с недостатками  слуха составляет формирование  у них речи.

 Особенностям становления речи  слабослышащих детей посвящены многие исследования. Выявлено, что ей свойственны следующие недостатки : ограниченный объем словаря, искаженное произношение слов, смешение названий действий и предметов, а также недостатки в грамматическом оформлении высказываний  (употребление отдельных слов вместо  предложений)1.

Установлена определенная зависимость  между состоянием речи слабослышащих  детей и степенью снижения слуха (восприятие речи только у ушной  раковины); у многих слабослышащих  детей ( 51% ) к моменту поступления  в школу устная речь представлена лишь отдельными словами , у 29% детей – короткими предложениями и только  у некоторых из них 20 % - распространенными предложениями .  По мере обучения и развития слухового восприятия число детей со слабым речевым развитием закономерно уменьшается,  а число детей, использующие короткие или распространенные предложения, и тех,  кто владеет полной речью, возрастает2.

Своеобразие  усвоения глухими  детьми разных частей речи изучено  хорошо. При этом отмечена следующая  закономерность: чем конкретнее значение слова, тем чаще встречается в речи глухих детей. Так имена существительные, обозначающие название предметов и представляющие собой конкретные понятия, нередко замещают в речи глухих школьников названия действий имеющих более абстрактное значение.  Эти данные указывают на трудности овладения глаголами.

  Для формирования речи слабослышащих  дошкольников большое значение  имеет овладения глаголами –  «главными организаторами фразы».

  Уже на ранних этапах обучения  слабослышащих детей устной речи на овладение глаголами следует обращать особое внимание. Учитывая основные положения программы обучения слабослышащих детей дошкольного возраста и принципы воспитания речевой активности у детей с нарушением слуха, представляется важным выделить следующие методические требования:

1. Преимущественное предъявление речевого материала в виде предложений.

2. Обязательное закрепление глаголов параллельно с другими частями речи на индивидуальных и коллективных занятиях.

3. Создание наглядно-действенной ситуации и включение самого ребенка в действие при обучении.

4. Предельная выразительность подачи материала, поскольку на ранних этапах психического развития ребенка преобладает эмоционально-образные впечатления.

5. Включение слабослышащего ребенка в различные формы речевого общения на слуховой и слухозрительной основе в условиях специального детского сада и домашних условиях, поскольку только в процессе активного отражения действительности и активного речевого общения у него возникает понимание языка.

6. Раннее применение высококачественных слуховых аппаратов, расширяющих возможности ребенка в слухоречевой информации.

В качестве исходной формы речи при  обучении языку глухих детей 2,5-3 летнего  возраста используется устная речь. Детям  для глобального восприятия с лица взрослого (зрительно и слухо-зрительно) предъявляется специально отработанный речевой материал – слова и короткие фразы, соответствующие конкретной коммуникативной ситуации.

Устная речь взрослого, которую глухой ребенок должен воспринимать на первых порах зрительно (путем чтения с лица) слухо-зрительно, представляется для него, прежде всего в виде движений губ говорящего.

Обучать устной речи ребенка необходимо в специальном детском саду, а  в домашних условиях только при участии  сурдопедагога, Помощь родителей заключается в том, чтобы закрепить навыки произношения звуков, вызванных специалистом. Если родители не будут исправлять ошибки, ребенок привыкнет говорить неправильно, его будет очень трудно переучить.

Чтением с губ называется зрительное различие речи по видимым движениям органов речи говорящего. Часть этих движений легко воспринимается с помощью зрения.

Некоторые слова и даже фразы  легко различаются между собой, другие, напротив зрительно очень  похожи.

Чтение с губ часто справедливо  сравнивают с чтением рукописного текста, в котором некоторые буквы написаны недостаточно разборчиво, а другие стерлись. Так и артикуляция зависит от индивидуальных особенностей говорящего.

Читать с губ знакомые слова  бывает иногда легче, чем разбирать  плохой почерк. Однако процесс этот сложный, чтобы их легко можно было читать с губ, ребенка нужно этому специально учить.

Как же обучать чтению ребенка с  губ? Идем двумя путями: первый - учить  чтению с губ непосредственно  в быту, т.е. общаясь с ребенком; второй – используйте специальные игры – упражнения (игра несложная. Сосредоточив внимания ребенка, последовательно дается задание: « Покажи нос. Покажи лоб, уши, волосы и т.д.»)3.

Достаточно придать лицу соответствующее  выражение, похвалить за правильное выполнение, чтобы обычное название предметов и их показывание превратились для ребенка в замечательную игру.

Развитие речевой деятельности предполагает обучение разным ее видам  – говорению, письму, дактилированию, чтению, слухозрительному восприятию, слушанию.

Научить глухого ребенка языку – не значит только разучить с ним набор слов, словосочетаний  и фраз , в определенных речевых ситуациях , предъявляя их через использование других анализаторов .

С глухими детьми необходимо идти таким путем , чтобы они с самого начало были приобщены к предметным и речевым действиям , которые специально организуются говорящими взрослыми . Ребенок должен купаться в языке, быть насыщенным им – такова точка зрения известного психолога Олерона4.

Впрочем, чтение с губ в качестве вспомогательного средства не чуждо и нормально слышащим людям , особенно в тех случаях , когда в силу тех или иных обстоятельств затрудняется слуховое восприятие речи . При тугоухости роль чтения с губ возрастает , а при глухоте этот способ восприятия устной речи становится основным .

Поскольку ребенок не в состоянии  с самого начала овладеть этими же движениями  (чтение с губ) в строго заданной последовательности , то он тем  самым лишается возможности самостоятельно обозначать окружающие его предметы и понимать языковые обозначения. Необходимость подкрепить глобально воспринимаемые речевые единицы и  весьма приближенное их воспроизведение ребенком наглядно представленным заставляет прибегать к использованию письма .

Условия развития речи у глухих детей  осложнены: вследствие того, что они не слышат словесной речи, у них не возникает потребности в словесном общении. У глухих детей вначале обучения языку формируются оптические образы слов, воспринимаемые ими как незнакомые фигурки. Таким образом, глухие дети воспринимают звучащую речь не слухом, а зрительно-двигательным путем и в своем речевом обучении лишены возможности самоконтроля произносимых слов, предложений. Своеобразное развитие речи глухих состоит также в том, что слоговой структурой слов они овладевают позднее, чем буквенным составом; это задерживает и развитие последующего этапа - морфологического (морфологическое членение слов, овладение грамматическим строем языка). Благодаря тому, что глухие дети находятся среди слышащих, пользуются их руководством, они рано начинают разумно действовать, ориентироваться в обстановке, правильно реагировать на окружающее. Развитие действенного и наглядно-образного мышления у них опережает развитие речи в связи с трудностями овладения ею из-за отсутствия слуха. Однако глухие дети, имея неповрежденный мозг, обладают огромными резервами для компенсации и осознанно проявляют большую интеллектуальную активность в овладении речью с первых шагов обучения ей. По мнению советских сурдопедагогов, раннее начало обучению речи еще в дошкольном возрасте приводит к максимальному сглаживанию различий между глухими и слышащими детьми.

Поскольку глухой ребенок вынужден прибегать к жестам и выразительной  мимике лица с целью обучения и  контакта с близкими, у него рано формируется мимико-жестовая речь. Жесты, как элементы речи и языка, отличаются рядом особенностей. Раньше всего возникает указательный жест, указывающий и обозначающий предметы. Мимикой обозначают качество предмета. Иногда предметы обрисовываются в виде контура. Путем объединения жестов строятся жестовые высказывания.

В семьях глухих родителей дети владеют  большим числом жестов, при слышащих родителях жестов меньше, так как  раньше развивается словесное общение  с ребенком.

С началом обучения в школе мимико-жестовая речь продолжает развиваться наряду с овладением словесной речью, и они взаимодействуют между собой. Под влиянием словесной речи в жестовой речи появляются предлоги и союзы, в нее включается дактилирование.

Таким образом, происходит постепенное  развитие и переход от мимико-жестовой речи детей к нормализованному языку жестов взрослых глухих.

Глухие люди, овладевшие словесным  языком и профессией, успешно работают в различных сферах народного  хозяйства, читают научную и художественную литературу. Однако при общении с  глухими же они предпочитают мимико-жестовую речь словесной. Наибольшая скорость восприятия речи глухими отмечается при жестовом изложении текста с дополнительным дактилированием и артикуляцией.

Мимико-жестовая речь используется в  качестве вспомогательного средства обучения и общения с глухими в школе. Такой же вспомогательной является и дактильная форма речи, используемая на первоначальном этапе обучения глухих детей словесной речи. В большинстве стран дактильные знаки изображаются пальцами правой руки, реже левой или обеими руками. Дактильная азбука основана на алфавите. Дактильный алфавит русского языка содержит 32 знака - соответственно 32 буквам алфавита. Некоторые дактильные знаки обрисовывают букву («з», «б», «д» и др.), другие похожи на очертания букв («о», «л», «см» и др.), третьи обозначаются условно («н», «ж» и др.). Функционально дактильная речь аналогична устной речи и служит общению глухих между собой. У глухих детей двухлетнего возраста процесс овладения дактильной речью занимает 5-6 мес., у трехлетних - до 2 мес., т. е. происходит гораздо быстрее, чем овладение произношением и письмом. При хорошем владении дактильной речью темп ее близок к темпу устной речи (за счет специфических сокращений, условных обозначений и пр.). Электрофизиологические исследования показали, что при выполнении различных мыслительных операций в большинстве случаев наблюдается содружественный охват возбуждением мышц артикуляционного аппарата и мышц руки. Это свидетельствует о существовании внутри речедвигательного анализатора глухих единой функциональной системы, объединяющей деятельность артикулярционных и пальцевых кинестезии5.

Информация о работе Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха