Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха.
Задачи:
рассмотреть особенности развития речи у детей с нарушением слуха;
показать особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха;
проанализировать трудности воспроизведения письменной речи глухими школьниками;
рассмотреть трудности понимания письменной речи.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема особенностей и проблем письменной речи у детей с нарушением слуха важна и актуальна в настоящее время.
Речь-это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связанна с сознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет ни сознания, ни самосознания. Сознание представляет собой высшую форму психической деятельности человека. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций. Главная функция речи – коммуникативная. Общение в современных человеческих науках рассматривается, как фундаментальный, конструктивный и результативный элемент культуры, как проявление свойственного человеку родового качества социальности. Следовательно, развитие словесных форм общения и есть основной путь очеловечевания неслышащего ребенка, его воспитания как существа социального.
При естественном ходе речевого развития ребенок учится пользоваться средствами языка, не изучая его, присваивая эти средства в процессе обучения со взрослыми и сверстниками. Язык усваивается подражанием.
Использование языка для ребенка – это практически усваиваемый, новый социальный в своей основе способ обращения с предметами посредствам слова. И только после практического овладения речью слышащие дети начинают осознавать языковое строение, изучать язык как особую систему, где приняты все нормы и правила.
Решающую роль в усвоении языка на ранних этапах развития играет слух, так как слово предъявляется ребенку в звуковой оболочке. Это звуковая форма и выступает как особый знак, метка реальных предметов. Слуховое восприятие становится поводом для развития речедвижений, для говорения.
Ранняя потеря слуха или глубокое его нарушение в дословесный период речевого развития ребенка, а также на этапе усвоения первых слов коренным образом меняет весь ход дальнейшего психического развития ребенка.
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы письменной речи у детей с нарушением слуха.
Задачи:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Одну из наиболее важных
и сложных задач обучения и
воспитания детей с
Особенностям становления
Установлена определенная зависимость между состоянием речи слабослышащих детей и степенью снижения слуха (восприятие речи только у ушной раковины); у многих слабослышащих детей ( 51% ) к моменту поступления в школу устная речь представлена лишь отдельными словами , у 29% детей – короткими предложениями и только у некоторых из них 20 % - распространенными предложениями . По мере обучения и развития слухового восприятия число детей со слабым речевым развитием закономерно уменьшается, а число детей, использующие короткие или распространенные предложения, и тех, кто владеет полной речью, возрастает2.
Своеобразие усвоения глухими детьми разных частей речи изучено хорошо. При этом отмечена следующая закономерность: чем конкретнее значение слова, тем чаще встречается в речи глухих детей. Так имена существительные, обозначающие название предметов и представляющие собой конкретные понятия, нередко замещают в речи глухих школьников названия действий имеющих более абстрактное значение. Эти данные указывают на трудности овладения глаголами.
Для формирования речи
Уже на ранних этапах обучения слабослышащих детей устной речи на овладение глаголами следует обращать особое внимание. Учитывая основные положения программы обучения слабослышащих детей дошкольного возраста и принципы воспитания речевой активности у детей с нарушением слуха, представляется важным выделить следующие методические требования:
1. Преимущественное предъявление речевого материала в виде предложений.
2. Обязательное закрепление глаголов параллельно с другими частями речи на индивидуальных и коллективных занятиях.
3. Создание наглядно-действенной ситуации и включение самого ребенка в действие при обучении.
4. Предельная выразительность подачи материала, поскольку на ранних этапах психического развития ребенка преобладает эмоционально-образные впечатления.
5. Включение слабослышащего ребенка в различные формы речевого общения на слуховой и слухозрительной основе в условиях специального детского сада и домашних условиях, поскольку только в процессе активного отражения действительности и активного речевого общения у него возникает понимание языка.
6. Раннее применение высококачественных слуховых аппаратов, расширяющих возможности ребенка в слухоречевой информации.
В качестве исходной формы речи при обучении языку глухих детей 2,5-3 летнего возраста используется устная речь. Детям для глобального восприятия с лица взрослого (зрительно и слухо-зрительно) предъявляется специально отработанный речевой материал – слова и короткие фразы, соответствующие конкретной коммуникативной ситуации.
Устная речь взрослого, которую глухой ребенок должен воспринимать на первых порах зрительно (путем чтения с лица) слухо-зрительно, представляется для него, прежде всего в виде движений губ говорящего.
Обучать устной речи ребенка необходимо в специальном детском саду, а в домашних условиях только при участии сурдопедагога, Помощь родителей заключается в том, чтобы закрепить навыки произношения звуков, вызванных специалистом. Если родители не будут исправлять ошибки, ребенок привыкнет говорить неправильно, его будет очень трудно переучить.
Чтением с губ называется зрительное различие речи по видимым движениям органов речи говорящего. Часть этих движений легко воспринимается с помощью зрения.
Некоторые слова и даже фразы легко различаются между собой, другие, напротив зрительно очень похожи.
Чтение с губ часто
Читать с губ знакомые слова бывает иногда легче, чем разбирать плохой почерк. Однако процесс этот сложный, чтобы их легко можно было читать с губ, ребенка нужно этому специально учить.
Как же обучать чтению ребенка с губ? Идем двумя путями: первый - учить чтению с губ непосредственно в быту, т.е. общаясь с ребенком; второй – используйте специальные игры – упражнения (игра несложная. Сосредоточив внимания ребенка, последовательно дается задание: « Покажи нос. Покажи лоб, уши, волосы и т.д.»)3.
Достаточно придать лицу соответствующее выражение, похвалить за правильное выполнение, чтобы обычное название предметов и их показывание превратились для ребенка в замечательную игру.
Развитие речевой деятельности предполагает обучение разным ее видам – говорению, письму, дактилированию, чтению, слухозрительному восприятию, слушанию.
Научить глухого ребенка языку – не значит только разучить с ним набор слов, словосочетаний и фраз , в определенных речевых ситуациях , предъявляя их через использование других анализаторов .
С глухими детьми необходимо идти таким путем , чтобы они с самого начало были приобщены к предметным и речевым действиям , которые специально организуются говорящими взрослыми . Ребенок должен купаться в языке, быть насыщенным им – такова точка зрения известного психолога Олерона4.
Впрочем, чтение с губ в качестве вспомогательного средства не чуждо и нормально слышащим людям , особенно в тех случаях , когда в силу тех или иных обстоятельств затрудняется слуховое восприятие речи . При тугоухости роль чтения с губ возрастает , а при глухоте этот способ восприятия устной речи становится основным .
Поскольку ребенок не в состоянии с самого начала овладеть этими же движениями (чтение с губ) в строго заданной последовательности , то он тем самым лишается возможности самостоятельно обозначать окружающие его предметы и понимать языковые обозначения. Необходимость подкрепить глобально воспринимаемые речевые единицы и весьма приближенное их воспроизведение ребенком наглядно представленным заставляет прибегать к использованию письма .
Условия развития речи у глухих детей осложнены: вследствие того, что они не слышат словесной речи, у них не возникает потребности в словесном общении. У глухих детей вначале обучения языку формируются оптические образы слов, воспринимаемые ими как незнакомые фигурки. Таким образом, глухие дети воспринимают звучащую речь не слухом, а зрительно-двигательным путем и в своем речевом обучении лишены возможности самоконтроля произносимых слов, предложений. Своеобразное развитие речи глухих состоит также в том, что слоговой структурой слов они овладевают позднее, чем буквенным составом; это задерживает и развитие последующего этапа - морфологического (морфологическое членение слов, овладение грамматическим строем языка). Благодаря тому, что глухие дети находятся среди слышащих, пользуются их руководством, они рано начинают разумно действовать, ориентироваться в обстановке, правильно реагировать на окружающее. Развитие действенного и наглядно-образного мышления у них опережает развитие речи в связи с трудностями овладения ею из-за отсутствия слуха. Однако глухие дети, имея неповрежденный мозг, обладают огромными резервами для компенсации и осознанно проявляют большую интеллектуальную активность в овладении речью с первых шагов обучения ей. По мнению советских сурдопедагогов, раннее начало обучению речи еще в дошкольном возрасте приводит к максимальному сглаживанию различий между глухими и слышащими детьми.
Поскольку глухой ребенок вынужден прибегать к жестам и выразительной мимике лица с целью обучения и контакта с близкими, у него рано формируется мимико-жестовая речь. Жесты, как элементы речи и языка, отличаются рядом особенностей. Раньше всего возникает указательный жест, указывающий и обозначающий предметы. Мимикой обозначают качество предмета. Иногда предметы обрисовываются в виде контура. Путем объединения жестов строятся жестовые высказывания.
В семьях глухих родителей дети владеют большим числом жестов, при слышащих родителях жестов меньше, так как раньше развивается словесное общение с ребенком.
С началом обучения в школе мимико-жестовая речь продолжает развиваться наряду с овладением словесной речью, и они взаимодействуют между собой. Под влиянием словесной речи в жестовой речи появляются предлоги и союзы, в нее включается дактилирование.
Таким образом, происходит постепенное развитие и переход от мимико-жестовой речи детей к нормализованному языку жестов взрослых глухих.
Глухие люди, овладевшие словесным языком и профессией, успешно работают в различных сферах народного хозяйства, читают научную и художественную литературу. Однако при общении с глухими же они предпочитают мимико-жестовую речь словесной. Наибольшая скорость восприятия речи глухими отмечается при жестовом изложении текста с дополнительным дактилированием и артикуляцией.
Мимико-жестовая речь используется в качестве вспомогательного средства обучения и общения с глухими в школе. Такой же вспомогательной является и дактильная форма речи, используемая на первоначальном этапе обучения глухих детей словесной речи. В большинстве стран дактильные знаки изображаются пальцами правой руки, реже левой или обеими руками. Дактильная азбука основана на алфавите. Дактильный алфавит русского языка содержит 32 знака - соответственно 32 буквам алфавита. Некоторые дактильные знаки обрисовывают букву («з», «б», «д» и др.), другие похожи на очертания букв («о», «л», «см» и др.), третьи обозначаются условно («н», «ж» и др.). Функционально дактильная речь аналогична устной речи и служит общению глухих между собой. У глухих детей двухлетнего возраста процесс овладения дактильной речью занимает 5-6 мес., у трехлетних - до 2 мес., т. е. происходит гораздо быстрее, чем овладение произношением и письмом. При хорошем владении дактильной речью темп ее близок к темпу устной речи (за счет специфических сокращений, условных обозначений и пр.). Электрофизиологические исследования показали, что при выполнении различных мыслительных операций в большинстве случаев наблюдается содружественный охват возбуждением мышц артикуляционного аппарата и мышц руки. Это свидетельствует о существовании внутри речедвигательного анализатора глухих единой функциональной системы, объединяющей деятельность артикулярционных и пальцевых кинестезии5.
Информация о работе Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха